Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Диаспорт » Практические рекомендации по организации и проведению автономных водных многодневных походов с участием подростков с диабетом

Практические рекомендации по организации и проведению автономных водных многодневных походов с участием подростков с диабетом

Галичаев М.П., профессор консерватории, кандидат педагогических наук, президент Южной межрегиональной диабетической ассоциации

Актуальность проведения автономных физкультурно-спортивных мероприятий с подростками с диабетом.

Сахарный диабет – одна из наиболее серьезных медицинских проблем современного общества, что связано с огромной распространенностью заболевания (более 120 млн. человек в мире), а так же с самой ранней из всех хронических заболеваний инвалидизацией больных и высокой их смертностью (третье место после сердечно-сосудистой патологии и злокачественных новообразований). Эти факторы приводят к большим материальным затратам и человеческим усилиям направленным на лечение сахарного диабета, первичную и вторичную профилактику осложнений , оказание помощи инвалидам.

Одним из способов противостояния разрушительному действию сахарного диабета на организм человека является формирование у него активной позиции в управлении болезнью, формирование позитивной оптимистичной жизненной позиции, веры в жизненную перспективу не отличающуюся от перспективы обычного человека.

Использование с этой целью тренирующих физических нагрузок особенно актуализируется для больного сахарным диабетом. Ведь при этой болезни поражаются прежде всего кровеносные сосуды, они нуждаются в дополнительном профилактическом укреплении, а лучшего и более дешевого средства, чем регулярные физические тренировки пока на найдено. Одновременно с безусловной физиологической и профилактической полезностью, больной человека получает и ощущение комфорта, возможности перемещения в пространстве, ощущения доступности для него преодоления расстояний, нагрузок и даже перегрузок. Именно эти ощущения уводят его от осознания собственной инвалидности, расширяя двигательные возможности, делают полноценным участником общественно-полезной деятельности. Основой в реализации целей приобщения диабетиков к регулярным физическим нагрузкам лежит обучение пациентов принятию самостоятельных решений по управлению диабетом в меняющихся условиях среды жизнедеятельности (социальные условия, физическая активность, нервные нагрузки).Особенностью организованных физкультурно-оздоровительных занятий людей с диабетом является то, что при их проведении должен проводиться постоянный функциональный контроль за состоянием гипоглекимического баланса в организме, с учетом этих показателей должна проводиться индивидуальная коррекция физических нагрузок. Участие диабетиков в различных автономных рекреационных, физкультурных, туристических программах являются хорошей возможностью для их обучения, выработки у них мотивации и навыков, привычки к самоконтролю и обучению. Как известно мотивацию к самоконтролю, выработку бытовых навыков управления диабетом, знания о терапии и питании необходимо поддерживать и укреплять не реже 1-2 раза в год. Поэтому подобные тренировочные, туристические программы, где все эти задачи решаются ненавязчиво и в комплексе, могли бы явиться хорошим дополнением к самой диабетологической службе, и должны проводится применительно к каждому пациенту с сахарным диабетом ежегодно. Ведь, согласно накопленным данным и опыту в мировой диабетологии внедрение программ обучения в процесс лечения больного именно как терапевтического подхода является высокоэффективным методом лечения и профилактики осложнений диабета.

Организация летних и зимних физкультурно-реабилитационных лагерей с элементами спортивных нагрузок, реализация различных рекреационных программ с автономным (от родителей)пребыванием в них детей, подростков с диабетом является одной из возможностей ежегодного высокоэффективного их обучения противостоянию болезни .

Однако проблема развития физической культуры больного сахарным диабетом заключается в том, что физическая культура и занятия оздоровительным (массовым) спортом показаны при диабете, но сегодня этот диагноз является в нашей стране противопоказанием для регулярных занятий в обычных физкультурно-оздоровительных группах, спортивных секциях. Это затрудняет возможности официальной организации системы различных физкультурно-рекреационных, соревновательных программ, для проведения таких мероприятий чрезвычайно трудно привлечь бюджетные средства, и резко контрастирует с имеющимися примерами достижения олимпийских высот в спорте диабетиками-спортсменами из других стран. В других странах, в частности в США, широко практикуют привлечение диабетиков к активным двигательным оздоровительным программам, например широко распространена практика проведения летних оздоровительных лагерей. Сложившаяся в нашей стране ситуация характеризуется тем, что с одной стороны тезис о полезности физической культуры, спорта и туризма для людей с диабетом представляется бесспорным, а организационные основы таких мероприятий не проработаны.

Опыт организации учебно-тренировочных занятий людей с диабетом в российской школе физического воспитания недостаточен для широкого распространения практики привлечения людей с диабетом в физическую культуру и спорт. Организованные занятия физической культурой в группах людей с диабетом можно было бы приравнять к занятиям в группах лечебной физической культурой, однако очевидно что насыщенность таких занятий в группах молодых диабетиков крайне ограничена, преобладает повышенная осторожность, отсутствует практика занятий с использованием средств контроля за уровнем сахара, да и организация таких групп затруднена в связи с трудностями формирования группы по возрасту, полу физической готовности участников. Поэтому на практике в школах учителя чаще всего просто освобождают таких детей от физкультуры, а молодые люди с диабетом не получают необходимых знаний и практического опыта, не принимаются в спортивные секции и по этим причинам не включены в физическую культуру и спорт. В настоящее время наиболее заинтересованными в реализации различных физкультурно-оздоровительных, соревновательных программ для молодежи с диабетом являются диабетические НКО, часто они имеют союзников среди врачей-эндокринологов, однако в этих организациях как правило нет специалистов физической культуры, способных в сотрудничестве с врачами решать весь комплекс организационных задач, что повышает риск участия диабетиков в физкультурных мероприятиях, еще более актуализирует разработку различных практических рекомендаций по организации и проведению учебно-тренировочного процесса с учетом медико-социальных особенностей участников.

При проведении походных мероприятий надо исходить из того, что компенсировать диабет можно практически в любых походных условиях при достаточной частоте самоконтроля и рациональном питании. Безусловно, знаниями и практическими навыками должны обладать сами пациенты, а сопровождающие врачи и кураторы иметь опыт подобных мероприятий (работа с подростками плюс походные условия). Необходимо ежедневное обучение во время похода и контроль со стороны врачей и кураторов гликемии и питания пациентов. Учитавать, что физическая активность приводит к усилению чувствительности к инсулину на 40-60%, что требует своевременной коррекции дозы инсулина и мероприятий направленных на профилактику гипогликемий.

Специализированный выпуск мы посвятили этому чрезвычайно важному вопросу, попытавшись на основе опыта полученного при проведении автономного десятидневного похода обобщить его результаты в виде практических рекомендаций, по нашему мнению полезных для коллег в других организациях при подготовке и проведении подобных мероприятий, целью которых является: медико-социальная реабилитация, психологическая реабилитация, адаптация к спортивному режиму и выработка мотивации к физической активности.

Обьективные трудности и риски, связанные с организацией и проведением автономных туристических многодневных походов для подростков с диабетом.

Главной проблемой при организации проведения походных туристических мероприятий является обеспечение условий для нормализации гликемического баланса в походных условиях, при резкой смене режима нагрузок, питания, отдыха.

Дети находятся на интенсивной инсулинотерапии, а как известно стремление достичь нормальных показателей гликемии и в обычных бытовых условиях связано с повышением вероятности появления гипогликемических состояний. Поэтому в постоянно меняющихся условиях непрерывного перемещения, смены расположения лагеря необходим более частый самоконтроль, столько , сколько необходимо (6 и более раз в сутки) и практические занятия в школе диабета, направленные на выработку мотивации к самоконтролю, профилактики гипогликемии, разбор практических ситуаций. Сама организация такого контроля в походных условиях тоже затруднена, например на маршруте, когда все находятся в разных лодках, или ночью, когда нет освещения и все размещены в разных палатках.

Поэтому распорядок дня, мероприятия лагеря должны быть подчинены реализации этой задачи. Участник по возможности в этом отношении должен быть максимально автономен, иметь необходимые средства контроля при себе, иметь хорошую метаболическую компенсацию.

В связи с вышеизложенным у участников всегда есть вероятность тяжелой ГИПОГЛИКЕМИИ. Тяжелые гипогликемии представляют серьезную опасность для пациента. При увеличении физической активности, а так же в связи с повышенным эмоциональном фоном повышается риск и вероятность гипогликемий, особенно у плохо обученных пациентов. Следует отметить, что около 4% летальных исходов при сахарном диабете происходит именно в результате этого состояния. Поэтому в первую очередь необходимо уделить внимание профилактике этого состояния и быстрого лечения возникающих случаев.У участников всегда должен находится с собой сахар или глюкоза (20-50 гр) в кармане одежды, куратор контролирующий состояние пациентов всегда должен иметь с собой сироп (сахароза или глюкоза) и хлебобулочные изделия и ни на минуту не выпускать из поля зрения подопечных детей, врач должен иметь несколько наборов глюкагона и глюкозу для в/в введения.

Серьезной проблемой является подбор участников группы и с точки зрения их физической готовности, состояния метаболической компенсации, наличия вредных привычек, состояния здоровья в момент начала похода, готовности неукоснительно следовать установленным правилам при проведении похода.

Обьективно решение этой задачи затрудняется возрастными особенностями подростков,

их низкой дисциплиной в группах, неуправляемостью, неорганизованностью, сопротивлению различным командам (желательно, чтобы в группе для этого был психолог), “инвалидизацией” сознания, сформировав-шейся к этому возрасту привычкой все получать , а не достигать в преодолении трудностей, вероятностью наличия вредных привычек у некоторых участников группы, проявления грубого отношения, ненормативной лексики, лабильность диабета в этом возрасте, связанной с нестабильным гормональным балансом в период полового созревания, что повышает риск проявления гипогликемии, затрудняет управление гликемическим балансом, отсутствием опыта тренировочных, соревновательных нагрузок, отсутствием навыков участия в турпоходах.

Основные риски для жизни и здоровья участников, больных сахарным диабетом при проведении походных мероприятий связаны с вероятностью и реализуемостью следующих событий:

гипогликемические, в том числе тяжелые состояния, особенно ночью, в процессе движения в походе, во время отлучек из лагеря,

рвотные состояния по причине пищевого отравления, расстройства желудка,

обеспеченность условий для нормализации гликемии, наличие медицинской аптечки, средств контроля, средств экстренного подьема сахара в крови, глюкагога,

ранения участников во время купания, заготовки дров, ходьбы босиком,

необходимость возможной срочной транспортировки одного или нескольких участников,

возможность срочной медицинской помощи, требующей стационарных условий,

возможность срочной связи с санитарной авиацией, местными медицинскими учреждениями,

возможное потребление нечистой воды, отравление ягодами, грибами,

расстройства. в т.ч. острые желудочно-кишечные из за нарушения правил гигиены, правила чистых рук,

простудные заболевания во время похода,

выполнение правил и мер безопасности на воде во время водного похода, во время купания,

возможность неприятных контактов с местным населением во время стоянок,

некомпетентность инструкторского персонала при мониторинге состояния участников в подопечной подгруппе,

степень готовности и исправность основного турснаряжения: байдарок, средств спасения на воде: спасжилеты, веревки,

вероятность негативного влияния на участников, случайно попавших в группу подростков с вредными привычками (курени, алкоголь),

исполнительская дисциплина участников в походе.

В связи с этим водный поход с участием детей с диабетом можно отнести к категории повышенного риска. Поэтому при его организации необходимо предусмотреть все меры предупреждающие появления рисковых ситуаций. В таких мероприятиях необходима строгая исполнительская дисциплина участников и персонала, строгое исполнение принятых правил, ответственность участников.

Организационные основы проведения водных туристических мероприятий:

правовые основания проведения водных туристических мероприятий с подростками с диабетом диабетическими организациями

Специфика сахарного диабета ограничивает возможности самостоятельного участия больного в группах интенсивного тренинга, поскольку в этом случае он требует к себе дополнительного внимания со стороны тренера, дополнительных индивидуальных коррекций нагрузки, при этом должна быть обеспечена возможность медицинской помощи.и консультаций врача. Кроме того больной должен быть максимально обучен, брать всю ответственность на себя по подписке, иметь при себе все необходимые средства оперативного контроля сахара и глюкозу. Все известные в мире случаи достижения диабетиками высот в спорте высших достижений связаны с соблюдением этих условий, способностью спортсмена брать всю ответственность на себя, грамотностью и качеством медицинского сопровождения.

Прогрессивные технологии лечения сахарного диабета, позволяющего ему быть полноценно социально активным, относительно недавно появились в нашей стране и не в полной мере реализуются на практике из за недостатка средств (перебои с инсулинами, ограниченные возможности обеспечения средствами самоконтроля, как следствие, ограниченные возможности обучения его и ограниченная обученность самостоятельному ежедневному управлению своим состоянием).

Поэтому в настоящее время диабетики недостаточно самостоятельны в управлении диабетом и организация их регулярного группового тренинга , да еще в автономных условиях , представляет из себя серьезную проблему, связанную с неготовностью системы физической культуры и спорта учесть эти особенности и организационно их обеспечить, отсутствие в системе необходимой нормативно-правовой базы , опыта у специалистов, отсутствием практики при проведении таких мероприятий многодневного медицинского сопровождения. Принятие решения специалистами в этих случаях о проведении спортивного, туристического мероприятия больше связано с осторожностью, с пониманием риска и с большей вероятностью отказа больному, нежели в его пользу. Ведь специалист берет в этом случае всю ответственность на себя.

Поэтому в нашей системе физического воспитания и спорта сахарный диабет пока является противопоказанием для регулярного спортивно-тренировочной деятельности.

Официальное место для тренировочных занятий диабетикам предусмотрено в группах лечебной физической культуры. Пока все организационные мероприятия по реализации тренировочных, туристических программ необходимо реализовывать с учетом этого положения.

В принципе любой преподаватель физической культуры может вести занятия в группе ЛФК, он проходит обучение по специальному предмету и получает такое право после окончания высшего учебного заведения. Поэтому такую группу должен вести преподаватель ФК с высшим образованием.

общие требования к организации занятий ЛФК и их соблюдение в водном походе

В группы лечебной физической культуры зачисление проводится на основании медицинского обследования и по рекомендациям врача, занятия проходят в группах по 15-20 человек с больными, близкими по диагнозу, функциональной приспособляемости и возрасту. Преподаватель лечебной физической культуры заполняет на каждого больного карточку, в которой учитываются реакции больного на физическую нагрузку.

Оформление назначения на лечебную физическую культуру проводит лечащий врач. Он указывает в направлении основную задачу ЛФК, рекомендуемую форму занятий, двигательный режим.

Он анализирует изменения состояния больного в результате занятий и при необходимости вносит одновременно поправки в рекомендации относительно ЛФК. В нашем случае эту функцию выполняет сопровождающий группу врач.

Среди основных форм занятий ЛФК: лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по заданию, утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная ходьба, терренкур, спортивные упражнения и игры, физкультурно-массовые упражнения, – водный поход наиболее подходит к тренингу с использованием циклических видов движений – дозированной ходьбе, рекомендуемых при нарушениях обмена веществ. Гребля относится к циклическим видам движений, совершаемым в непрерывном режиме. Нагрузку здесь легко можно регулировать по частоте движений, их силе, скорости и времени передвижения. При этом занимающийся в отличие от пешеходного туризма во время движения по маршруту на себе ничего не несет.

Вместе с тем условия автономности реализации данного вида ЛФК – водного похода, связанные с вышеперечисленными рисками предполагают возникновение ситуации взаимной ответственности: организации – за выполнение всех мер по обеспечению безопасности, привлечению квалифицированных работников, детей и их родителей – за готовность детей выполнять условия и правила, за дисциплинированность в походе, оформляемой либо в виде договора о взаимной ответственности, либо в форме специального заявления родителей.

Поэтому такие физкультурно-оздоровительные, реабилитационные мероприятия может проводить юридическое лицо, в том числе и диабетические общественные организации, в уставе которых предусмотрен такой вид деятельности, привлекающее и для этого расходующее ресурсы в соответствии с действующими нормами и правилами организации финансово-хозяйственной деятельности общественных организации, привлекающее для проведения мероприятий сертифицированных, дипломированных специалистов, сопровождающего врача, специалиста по ФК с высшим образованием, имеющего опыт работы с группами ЛФК, навыки участия и руководства некатегорийными водными путешествиями, специальными медицинскими группами, инструкторскую практику проведения турмероприятий, необходимое количество инструкторов-помощников, имеющее подготовленную программу занятий, принимающее участников только по рекомендации врача-специалиста, заполнившее кроме того условия подготовки детей для участия в летних оздоровительных лагерях (наличие прививок, полиса медицинского страховния), предпринявшее все меры для уменьшения риска проявления нежелательных событий, связанных с угрозой для жизни и здоровья участников, принявшее и оформившее официально свое решение о проведении мероприятия.

Возможно проведение водного похода туристической организацией, в этом случае с ней заключается договор. предусматривающий полную ответственность и учитывающий особенности участия детей с диабетом, необходимые меры безопасности, медицинского сопровождения. В этом случае денежные средства перечисляются на расчетный счет этой организации. Скорее всего не найдется такой фирмы, решившейся на такой обьем мероприятий полную ответственность , она может выполнить обязанности в пределах своей компетентности: предоставить турснаряжение, инструктора по туризму, подготовить маршрутную документацию, обеспечить само прохождение маршрута. А обеспечение продуктами питания. приготовление пищи, дисциплину в группе на лагерных стоянках. врачебное и медицинское сопровождение, обеспечение специальных мер безопасности должна взять на себя диабетическая организация. В этом случае составляется договор о совместном проведении похода с распределением обязанностей и ответственности сторон. В дальнейшем речь в данных рекомендациях идет о варианте проведении похода самой диабетической организацией.

Оформление документов в диабетической организации, необходимых в походе ( страховые свидетельства, выписки из истории болезни, и т.д.)

Для проведения автономного водного похода необходимы следующие документы:

1. список участников (ФИО, дата рождения, домашний адрес, обязанности в группе, интересы. длительность заболевания, умение плавать, наличие спортивного опыта).

2. Направление врача. Форма примерного содержания справки-направления врача: Справка дана ……., 19 г.р., в том что он находится на учете врача-эндокринолога с 19… года с диагнозом “сахарный диабет”, 1 типа, тяжелая форма. В настоящее время находится в стадии метаболической компенсации. Рекомендованы физкультурно-оздоровительные мероприятия с дозированной нагрузкой. Сделаны прививки:………………. Особые рекомендации: использование интенсивного контроля уровня гликемии. Дата, подпись, печать врача.

3. Заявление родителей о возможности участия ребенка в походе.

В президиум РРООИ “РОДО”

от ______________________ (ФИО)

проживающей ____________(домашний адрес, телефон)

Заявление

Прошу включить моего ребенка .______ ФИО), 19.__ года рождения, больного сахарным диабетом с 19.__ года, в группы для участия __________с 10 по 20 июля.

Доверяю участие моего ребенка в поездке под ответственность организаторов мероприятия на следующих условиях :

гарантирую дисциплинированность ребенка, соблюдение им правил установленных организаторами мероприятия,

подтверждаю способность ребенка самостоятельно делать иньекции инсулина, измерение уровня сахара средствами самоконтроля, вести дневник самоконтроля, а также исполнение им всех рекомендаций врача, руководителя и инструктора группы,

подтверждаю отсутствие у ребенка вредных привычек, обеспечение ребенка собственными средствами самоконтроля-визуальными тест-полосками в количестве 15 шт., прокалывателем и иглами к нему, инсулинами на все дни пребывания в поездке (двойная норма), резервными денежными средствами,

а также способность ребенка самостоятельно оценивать свое состояние и наличие навыков управления им,

а также на условиях готовности организаторов:

обеспечить безопасные условия пребывания детей в поездке,

обеспечения измерений на глюкометре не менее 6 раз в день,

обеспечения проезда за счет организаторов туда и обратно, питанием ,

обеспечения средствами срочного повышения уровня сахара (глюкагоном),

обеспечения за счет организаторов 5-ти разового питания ,

обеспечение медицинского сопровождения группы.

Дата Подпись

Данное заявление носит характер договора о взаимной ответственности, и имеет такую форму. поскольку другая форма просто пугает родителей.

4. Приказ по организации о проведении похода:

ПРИКАЗ

по Южной межрегиональной диабетической ассоциации

9 июля 2002 г. г. Ростов-на-Дону

“О проведении водного похода с детьми

с диабетом”

В связи с проведением запланированного водного похода приказываю:

1. Сформировать группу из детей и подростков с диабетом. имеющих стабильную компенсацию диабета, имеющих допуск врачей-эндокринологов к спортивно-оздоровительным занятиям с дозированной нагрузкой, и на основании заявлений от родителей в следующем составе: 1.Галичаева Таня, 1987г.р., г.Ростов-на-Дону, 2.Шутова Ира,1986 г.р., г.Ростов-на-Дону, 3. Писарев Андрей, 1984 г.р., г.Ростов-на-Дону, 4. Парамонова Полина,1985г.р., г.Ростов-на-Дону, Сулимов Ваня,1986 г.р., Краснодарский край, г.Армавир, Кашлев Коля, 1989 г.р., Краснодарский край, г. Армавир, Савченко Валерия, 1987 г.р., Ростовская область, г.Таганрог, Малявкина Елена, 1987 г.р., Ростовская область, г.Шахты, Жбанов Сергей, 1985 г.р., Ростовская область, г.Шахты, Мушкетов Станислав, 1985 г.р., Ростовская область, г.Шахты, Зубкова Наташа,1984 г.р., Ростовская область, г.Шахты, Херлов Витя, г. Астрахань, Кириллов Витя , г.Астрахань, Нестеренко Федор,1985 г.р., г. Вол-гоград, Кульметьева Настя, 1985 г.р., г. Волгоград.

1. Командировать с группой:…………………… в качестве руководителя похода, специалиста ЛФК ………………………….в качестве врача-эндокринолога с исполнением обязанностей в обьеме, оговоренном в договоре-контракте, командировать в качестве инструктора водного туризма Гривцова В.В. в качестве инструктора-руководителя на маршруте, на условиях, оговоренных в заключенном договоре.

2. Командировать с группой инструкторов-добровольцев: Нестеренко А..А., Кашлева С.А., Парамонову Г.И., Жбанову Л.А, с исполнением обязанностей в обьеме, оговоренном в безвозмездном договоре с ними.

3. Водный поход провести в районе г. Усть Донецка с 10 по 20 июля 2002 г.

4. Отправление 10 июля в 9-30 часов по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина 17/2. автобусом МУП “Ростовпассажиртранс”.

5. Расходы по проведению похода осуществить в соответствии с утвержденной сметой.

Президент ЮМДА М.П.Галичаев

5. Договора о безвозмездном участии в походе инструкторов – помощников

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ ДОГОВОР

С ДОБРОВОЛЬЦЕМ №……..

г.Ростов-на-Дону “…..”…………….2002г.

…………………………………………., именуемая в дальнейшем Организация, в лице…………………………………………………….., действующего на основании Устава с одной стороны, и гр……………………………., именуем…….в дальнейшем Доброволец, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Доброволец принимает участие в деятельности организации, соответствующей ее уставным целям и задачам и осуществляет для этого следующую работу (указать должность):………………………………………….

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Права и обязанности Добровольца

2.1.1. Доброволец обязуется:

2.1.2. принять участие в работе Организации, соблюдать Устав Организации, трудовую дисциплину, этические нормы, принятые в Организации.

2.1.3. Доброволец осуществляет благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах Организации.

2.1.4. Доброволец обязуется качественно и в срок выполнять работу, предусмотренную настоящим договором.

2.1.5. Доброволец обязуется использовать опыт и информацию, полученную в ходе работы в Организации, в своей деятельности на благо Организации.

Доброволец обязуется не разглашать конфиденциальную информацию о членах Организации, деятельности по проектам в интересах которых он выполнял свою работу без разрешения личности без разрешения соответственно членов и Организации.

2.1.6. Доброволец подчиняется непосредственно…………………………………………………………….

2.1.7. Деятельность Добровольца не должна вредить репутации и имиджу Организации.

2.1.8. Все задания Организации выполнять качественно и в установленные сроки.

2.1.9. Имеет право:

2.1.10. Принимать участие в работе семинаров, тренингов

2.1.11. Имеет право на возмещение транспортных расходов, компенсацию командировочных расходов, совершенных им для проезда к месту выполнения работы, проведения семинара и обратно. (В соответствии с ч.4 ст. 5 ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях).

2.2. Права и обязанности Организации:

2.2.1. Организация обязуется создавать условия для работы добровольца в Организации, достаточные для выполнения им своих обязанностей.

2.2.2. Организация гарантирует. что доброволец не будет дискриминирован по возрасту, состоянию здоровья или национальности.

2.2.3. Организация дает возможность добровольцу разрабатывать персональные навыки работы, использовать полученные знания на благо Организации.

2.2.4. Организация гарантирует безопасные условия труда добровольцу.

2.2.5. В необходимых случаях выдает Добровольцу доверенность на право действовать от имени и в интересах Организации.

2.2.6. По просьбе добровольца дает ему характеристику или рекомендации с указанием качества выполненной работы, отработанных часов.

2.2.7. Организация обязуется возместить добровольцу транспортные расходы и командировочные расходы, в случае его выездов к месту работы или на семинары.

3. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

Доброволец работает по собственному желанию и на тот период, который согласован с ним для участия в выполнении работы или проекта, а именно на период выполнения работы

4.РЕЖИМ РАБОТЫ ДОБРОВОЛЬЦА

По согласованию с добровольцем:…………………………………………………………………………………..

5.РАСЧЕТЫ ПО ДОГОВОРУ

5.1. Доброволец выполняет работу, предусмотренную настоящим договором, без оплаты труда или получения дохода. Работа добровольца осуществляется в форме безвозмездного труда.

5.2. Возмещение транспортных расходов, предусмотренных настоящим договором, производится Организацией после предоставления добровольцем платежных документов, подтверждающих транспортные расходы и командировочные расходы .

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.2. При нарушении Добровольцем трудовой дисциплины на него может быть наложено взыскание в виде замечания или выговора.

6.3. Доброволец несет гражданско-правовую ответственность за порчу или утрату имущества и оборудования Организации, если она произошла по его вине и не оправдана непредвиденными обстоятельствами.

6.4. Если Организации станет известно о разглашении Добровольцем сведений, носящих конфиденциальный характер, настоящий договор подлежит немедленному расторжению. Доброволец лишается права на получение характеристики и рекомендации, любые отношения его с Организацией прекращаются.

7. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

7.2. Все споры по настоящему договору решаются сторонами по взаимному соглашению.

8. ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

8.2. Договор прекращает свое действие после письменного заявления добровольца о желании уйти из Организации или прекращения сторонами обязательств в связи с окончанием работ и истечением сроков их выполнения.

9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

9.2. К настоящему договору применяются нормы, установленные ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, Уставом Организации.

9.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

10. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

10.2. Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и прекращает свое действие после подписания сторонами акта приема-сдачи выполнения услуг добровольцем.

11. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

……………………………………………………………………

12. Подписи сторон…………………………………………………………….

6. Документация врачебного сопровождения: журнал наблюдений с заведенными на каждого участника разделами, дневники самоконтроля на каждого участника, копии полисов медицинского страхования на каждого из участников.

7. Ведомость прохождения семинара по технике безопасности и правилам поведения ( за несовершеннолетних расписываются родители)

8. Маршрутные документы: маршрутный лист , карты местности

9. Командировочные удостоверения на группу

Требования, предьявляемые к участникам, отбор участников похода.

Основными условиями для отбора участников водного похода являются: хорошая метаболическая компенсация диабета, достаточная обученность и наличие навыков управления диабета, возраст 14-17 лет, наличие навыков тренинга в одном из видов спорта, умение плавать, готовность выполнять указания врача, руководителей и инструкторов группы,

отсутствие вредных привычек. наличие направления врача, отсутствие вредных привычек, готовность участвовать в коллективных развлекательных, досуговых, образовательных мероприятиях в походе.

Отбор производится на первом этапе в диабетических общественных организациях по этим параметрам, а затем анкетные данные направляются для окончательного отбора в конкурсную комиссию, в состав которой входят будущий руководитель похода, сопровождающий врач, и один из инструкторов-добровольцев похода. Желательно, чтобы основной отбор по документам завершился за 1-1,5 месяца до даты похода, с тем, чтобы была возможность замены, ротации участников группы.

После отбора участников по документам необходимо собрать всех участников и их родителей для ознакомления с условиями и правилами похода, для сбора заявлений от родителей детей по изложенной выше форме, инструктажа о комплекте личного снаряжения (что взять с собой)

Желательно, чтобы дети приехали к месту отправки группы накануне, для ознакомления с ними поближе, проверки готовности личного снаряжения, выявления наличия каких либо заболеваний, для проведения с ними бесед по вопросам соблюдения правопорядка, с природоохранными законами, правилами пожарной безопасности на природе, со способами тушения пожаров, правилами безопасности на воде , правилами пребывания в походе. О прохождении инструктажа по этим вопросам дети расписываются в специальной ведомости. Либо для проведения инструктажа и адаптации, обучения навыкам гребли, управления байдаркой надо выделить первый день пребывания в походе.

Дети должны приезжать из других регионов вместе с сопровождающим-родителем одного из детей-участников из этого региона, Важно, чтобы в пути они не питались некачественной пищей, немытыми фруктами, соблюдали гигиену питания.

К путешествиям по некатегорийным многодневным маршрутам допускаются участники не моложе 14 лет. В пеших и водных некатегорийных походах и 1 категории сложности не более 1/3 состава группы, могут составлять дети, участвующие в походе вместе со своими родителями. Лучший вариант, когда именно эти родители являются инструкторами-добровольцами подгрупп.

ЧТО БРАТЬ С СОБОЙ? Обувь: кроссовки могут неплотно сидеть на ноге и быть причиной вывихов, растяжений, потертостей, к которым в условиях плохой погоды легко присоединится инфекция, Они плохо сохнут. Лучше обычные кеды. Запасные стельки. Необходимо взять с собой на случай дождливой погоды резиновые сапоги не невысокими голенищами.

Одеваться следует по принципу капустного кочана – в несколько слоев одежды. Лучше взять с собой штормовку или что то ее заменяющее, легкий непромокаемый плащ, накидку и т.п. Несколько пар сменных носков – обязательно. шорты, хлопковые майки 2-3 шт, панаму с широкими полями, чтобы не обгорела на солнце шея, желательно косынка на шею, вечером могут быть комары, желательно иметь плотное трико, рубашку с длинным рукавом, Одежда не должна быть новой, но обязательно комфортной, теплой, легко сохнущей. Нижнее белье. Обязательно для предотвращения потертостей рук взять две пары нитяных перчаток.

Фонарик, спички, свечку, средства личной гигиены, солнцезащитные очки. Хорошо иметь полиэтиленовую пленку размером метр на два. Пару-тройку прищепок. Полиэтиленовые пакеты. Рюкзак, пенополиуретановый коврик, спальный мещок . часы с секундной стрелкой

На случай мелких починок взять с собой нитки, иголки, пуговицы, булавки, пару кусочков плотной ткани для заплат.. Каждый турист должен иметь нескладной нож в чехле.

КЛМН : кружка, ложка, миска, нож. Фляжку.

Непромокаемый пакет для документов, денег. Копия полиса медицинского страхования. паспорт, выписка из истории болезни. Деньги.

Футляр для инсулинотерапии. Индивидуальную аптечку: инсулин из расчета двухкратной потребности на 10 дней, шприц-ручки, иглы к ним, прокалыватель с запасными иглами, спирт, вату, бинт. Сахар в непромокаемой упаковке. Дневник самоконтроля. Средство от комаров. Солнцезащитный крем.

Фотоаппарат, если есть бинокль. Если играете на гитаре и поете, то гитару.

Правила пребывания в походе.

“УТВЕРЖДАЮ”

Руководитель организации “….” июля 2002г.

ПРАВИЛА

ПРЕБЫВАНИЯ В ВОДНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ ПОХОДЕ

1. Быть веселым, неунывающим и находчивым.

2. Вести здоровый образ жизни.

3. Быть готовым оказать помощь своему товарищу. Уважительно относиться к участникам похода.

4. Принимать участие во всех программных мероприятиях.

5. Выполнять в водном походе все распоряжения инструктора похода, инструктора группы, врача, даже если они кажутся нелепыми.

6. Иметь при себе необходимую одежду, обувь,в т.ч. спортивную, средства гигиены в соответствии с согласованным перечнем .

7. Иметь при себе спальный комплект: простыня, легкий спортивный спальный костюм.

8. Иметь при себе минимальную сумму наличных денег.

9. Уметь осуществлять самостоятельный контроль сахара в крови, вести дневник самоконтроля.

10. Иметь при себе 15- дневный запас инсулина Иметь при себе прокалыватель и иглы к нему, вату спирт.

11. Иметь при себе фонарик, для контроля сахара в ночное время.

12. Осуществлять контроль сахара, коррекцию уровня сахара в крови приемом пищи, иньекциями инсулина строго по рекомендациям врача-консультанта. Выполнять все рекомендации врача.

13. Всегда иметь при себе сахар, сладкие конфеты, углеводы. При наступлении гипогликемии, ухудшении функционального состояния немедленно обращаться к ближайшему товарищу, инструктору группы, врачу.

14. При передвижении в лодке выполнять неукоснительно все требования Техники безопасносности, уметь пользоваться спасательными плавсредствами, выполнять все требования и поручения инструктора похода.

15. На лагерной стоянке выполнять все поручения, связанные с установкой лагеря, необходимыми работами по хозяйству, выполнять возложенные на время похода обязанности.

16. Поддерживать чистоту и порядок в лагерных стоянках, обязаны вести себя тактично по отношению к местному населению.Поддерживать чистоту на прилегающих к стоянке территориях.

17. Обеспечивать сохранность инвентаря и оборудования.

18. Соблюдать режим отдыха, питания, контроля, сна. Не мешать отдыхать своим товарищам.

19. Удаляться из лагеря только в группе из 3-4 человек с инструктором группы, при наличии глюкометра, сахара по согласованию с инструктором похода и врачом. Не удаляться без разрешения из лагеря более, чем на 10 минут и не далее 200 метров

20. Купаться только в местах, установленных для безопасного купания инструктором похода, и только в присутствии инструктора группы, при наличии спасательных плавсредств. Длительность купания регулируется инструктором группы.

21. Пользоваться топорами, воспламеняющимися средствами только по разрешению инструктора похода.

22. Не пить сырую воду, использовать для питья только воду из тетрапакетов или кипяченые напитки.

23. Иметь при себе индивидуальную посуду.

24. Не есть немытые овощи, фрукты, потреблять в пищу только овощи, фрукты, приготовленные руководителями похода для общего пользования.

25. Использовать в пищу только продукты питания с пригодными сроками годности.

26. Не есть сорванные ягоды, грибы.

27. Беречь окружающую природу, памятники истории, родники.

28. Содержать руки в чистоте. Следить за чистотой ног. Не ходить босиком, за исключением проверенных песчаных пляжей, грунтовой тропинки.

ВЕДОМОСТЬ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛАМ

ПРЕБЫВАНИЯ В ПОХОДЕ, ЛАГЕРНЫХ СТОЯНКАХ

Оформление туристических документов, подготовка маршрута

Порядок организации путешествий определяется Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий. Многдневный водный поход на байдарках с общей протяженностью пройденного расстояния менее 130 км относится к некатегорийным .

В протяженость маршруиа включается и радиальные выходы, если они не превышают 1/4 общей протяжененности похода

Каждая группа, готовясь к походу должна хорошо знать его цели и задачи. цель. автономных путешествий с детьмидиабетиками является целью которых является: медико-социальная реабилитация, психологическая реабилитация, адаптация к спортивному режиму и выработка мотивации к физической активности.

Проведение похода должно быть подчинено этой цели. Он должен быть максимально безопасным для участников, но и максимально вовлечь участников в физические нагрузки. в процесс путешествия, на этом фоне сформировать самостоятельные навыки активного контроля за гликемией, умение управлять ею в различных условиях. Маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы выполнялись основные дидактические принципы функционального тренинга: доступность нагрузок, их постепенное повышение, регулярность, индивидуальность. Маршрут может быть линейным. линейно-радиальным с дальними экскурсиями, кольцевым с возвращением в начальную точку пути. Планируя маршрут. надо обеспечить постепенное возрастание его сложности и нарастание интереса путешественников ко второй трети путешествия. На эту часть желательно оставить технически самые трудные участки, посещение наиболее интересных музеев и памятников, панорамных пунктов. маршрут следует строить с таким расчетом, чтобы по возможности снизить походные нагрузки. Кроме основного маршрута необходимо иметь облегченный запасной вариант на случай болезни участников, непогоды и т.п. Маршрут должен быть безопасным т логичным. Искусственный набор тех или иных препятствий, излишнее “накручивание ” пути не дадут удовлетворения туристам и могут привести к травматизму, а в нашем случае к перегрузке участников, к случаям гипогликемии. Руководитель похода вместе с инструктором по туризму обязательно должны выехать на место проведения похода, определить на месте места стоянок, подьезды к ним машины сопровождения, сделать пометки на карте-привязку к местности, определить места забора чистой питьевой воды, предупредить местное отделение эндокринологии о времени проведения похода. Необходимо также заранее наметить пункты возможной закупки продуктов, медикаментов

Все туристские группы должны перед выходом на маршрут оформить соответствующие документы. Группа, отправляющаяся на маршрут некатегорийного водного путешествия оформляет маршрутный лист. Маршрутный лист установленного образца заполняется руководителем группы, подписывается ответственным лицом организации, проводящей поход, заверяется круглой печатью.

В маршрутный лист вносят список участников путешествия, маршруи с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения. По окончании путешествия маршрутный лист возвращается выдавшей его организации.

Контроль за проведением некатегорийного путешествия осуществляет организация, проводящая поход. Во время прохождения маршрута руководитель группы по мобильной телефонной связи и срочными телеграммами сообщает прохождение контрольных пунктов и об окончании марщрута.

Указанная организация при нарушении группой установленных контрольных сроков незамедлительно связывается с советами по туризму или с их КСС для выяснения местонахождения группы и оказания ей в случае необходимости помощи.

Календарный план путешествия, график движения и расчет ходовых дней разрабатываются при проведении водных путешествий с учетом, кроме общего километража, количества препятствий, экскурсионных обьектов, имеющихся на маршруте, необходимого резерва дней на непогоду, еще и специфических показателей, уклона и извилистости реки, скорости ее течения на отдельных участках.

Не рекомендуется начинающим группам ходить по рекам с уклоном реки более 1,5 м/км и скорости течения более 4-5 км/час. Реальная скорость движения на веслах по таким рекам против течения составляет 1,5-2 км/час. В среднем для расчетов можно полагать при движении по кольцевому маршруту, что скорость движения новичков подростков с диабетом на байдарках с экипажами 2-3 человека составляет 3-4 км/час.

Профиль маршрута. При подготовке водного маршрута, даже самого простого, нужно построить его продольный профиль. Профиль маршрута вычерчивается в двух масштабах: мелкий берется для отметок по длине маршрута, более крупный для нанесения урезов воды. На профиль переносят вычисленные уклоны реки, данные о характере долины, берегов, дна, отмечают места купаний, естественных и искусственных препятствий. это позволяет реально оценить особенности и сложность маршрута, разбить его на участки, принять решение о тактике движения.

Меры обеспечения безопасности, инструктаж участников

Для предотвращения рисковых ситуаций должны быть приняты следующие меры безопасности: обязательно к проведению похода должна быть привлечена машина сопровождения, должна быть обеспечена постоянная мобильная телефонная связь руководителя, инструктора по туризму, врача во время нахождения на маршруте. Руководитель ежедневно поддерживает связь с организацией, периодически связывается с эндокринологической службой.

Желательно, чтобы были задействованы также силы санитарной авиации (эта структура должна быть предварительно извещена о походе и готова оказать помощь в любой момент).

Залогом успеха похода является исполнение участниками установленных правил, степень их соответствия заявленному перед походом умению управлять диабетом, проведение инструктажа участников.Для предотвращения гипогликемических ситуаций необходимо предпринять все меры: обучать детей во время похода, разбирать на примерах ситуации, иметь необходимое количество инсулина, средств контроля, сахара, глюкозы т обязательно иметь глюкагон. . Должны быть приняты серьезные меры безопасности на случай гипогликемии: сахарный сироп у каждого куратора, сахар у каждого подростка, ежеминутный контроль за состоянием ребят со стороны кураторов и врача. Иметь возможность контроля в ночное время, постоянное присутствие доктора с группой, постоянный мониторинг состояния инструкторами в подгруппах.

Иметь средства оказания срочной медицинской помощи при заболеваниях желудка, сердечно-сосудистых, аллергических, при ранениях.

Использовать для приготовления пищи только питьевую воду, лучше ее взять с собой, либо брать из колодцев, и водопровода в близлежащих населенных пунктах.

Обучать участников мерам безопасности, обучать навыкам пользования режущими, колющими предметами при приготовлении пищи, заготовке дров.

Тщательно проверять места купания, предпринимать меры страховки, обеспечивать наличие средств спасения на воде.

Заранее готовить инструкторский персонал похода. Обеспечивать исправность основного турснаряжения, тщатеьно готовить его к походу.

Тщательно отбирать участников похода по признаку наличия вредных привычек. Нельзя брать таких детей в поход. В этих условиях некогда заниматься их перевоспитанием. Их присутствие противоречит цели похода.

Работники, привлекаемые к проведению похода

Распределение обязанностей в группе проводится с учетом туристического опыта участников, их практических навыков, заинтересованности в исполнении тех или иных поручений.

В составе группы детей с диабетом-участников водного похода кроме руководителя группы, инструктора по туризму, врача-эндокринолога (один на каждые десять- двенадцать пациентов), еще и привлечение инструкторов-добровольцев микрогрупп. из расчета один на четырех участников. Кроме того в составе группы включается водитель машины сопровождения

Руководитель группы. Утверждается организацией, проводящей поход. Возглавляет подготовку и проведение путешествия, организует деятельность других участников, отвечает за их безопасность и успешное прохождение маршрута., проведение похода в соответствии с действующими правилами проведения путешествий по некатегорийным маршрутам.. Желательно обладанте опытом руководства аналогичными некатегорийными путешествиями, опытом участия в походе 1 категории сложности и выше в том же виде туризма. Руководитель вместе с инструктором по туризму обязан разработать маршрут и график движения, выявить сложные участки движения, наметить способы их преодоления, оформить маршрутные документы, разработать запасные варианты маршрута, строго соблюдать утвержденный маршрут, следить за соблюдением дисциплины участниками группы, обеспечить продуктами питания, оборудованием и инвентарем, обеспечить питьевой водой. Он назначает в подгруппах своих заместителей -инструкторв микрогрупп. В нашем случае, учитывая опыт проведения лагерных мероприятий с детьми в других диабетических центрах, целесообразно в походных условиях разбить группу на подгруппы по 4 человека и назначить в них старшими инструкторов-добровольцев. Учитывая, что инструктор по туризму, не знает специфику и особенности изменения функционального состояния в течение дня, а также под воздействием нагрузок, целесообразно общее руководство группой возложить на компетентного представителя диабетической организации, который во время нахождения на маршруте передает руководство инструктору по туризм. В идеальном варианте руководитель от диабетической организации является сам и инструктором по туризму.

Руководитель похода во время лагерных стоянок совместно с врачом – эндокринологом и инструкторами микрогрупп составляют расписание мероприятий, план питания и время приема пищи, график медицинских мероприятий и различных тренингов.

Должен принимать меры, обеспечивающие безопасное прохождение маршрута, изменять маршрут и прекращать путешествие в связи с возникшими опасными для жизни и здоровья участников природными явлениями и другими обстоятельствами.. При несчастном случае он доложен принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в медицинские учреждения , а о несчастном случае сообщить в организацию, проводящую поход.

Руководитель имеет право при необходимости передавать руководство туристической группой другому участнику, в нашем случае специалисту ФК – инструктору по туризму должен обеспечить во время отсутствия в лагере и прохождения маршрута постоянную мобильную телефонную связь.

Он может исключать из группы во время похода после обсуждения с инструкторами подгрупп и врачом участника, оказавшегося по своим моральным качествам, не подготовленным физически, недостаточно владеющего управлением диабетом. В этом случае участник доставляется машиной сопровождения к месту проживания и передается родителям, либо родители ребенка с помощью мобильного телефона вызываются к месту передачи ребенка. В связи с этим дети, приехавшие из других регионов должны быть отобраны особенно тщательно, поскольку в этом случае отправка их домой без сопровождающего затруднена.

Руководитель группы ведет запись походных событий в дневнике, составляет хронометраж ходовых дней.

Один из самых опытных помощников руководителя группы назначается его заместителем. Им может быть инструктор по туризму. Он принимается на работу на период подготовки и проведения похода по договору контракту, является главным помощником руководителя во всех вопросах, а при его отсутствии (отьезды за продуктами, водой, другие оргвыезды) – руководитель группы. Должен обладать опытом руководства аналогичными некатегорийными путешествиями опытом участия в походе 1 категории сложности и выше в том же виде туризма. Непосредственно участвует в подготовке маршрута, маршрутной документации.

Инструктор по туризму является руководителем группы при нахождении на маршруте. Он отвечает за безопасность, определение мест промежуточных стоянок, выполнение установленного накануне режима прохождения маршрута, определяет состав экипажей. размещение груза, средств спасения на воде. Его указания на маршруте выполняются участниками беспрекословно. Он по мобильной телефонной связи находится в постоянном контакте с отсутствующим руководителем группы. На лагерных стоянках проводит обучение детей навыкам туризма, ориентирования на местности, определяет места безопасного купания детей, обеспечивает средства спасения вблизи мест купания, отвечает за определение места расположения лагеря на стоянке, мест установки палаток, меры противопожарной безопасности, организует спортивно-оздоровительные мероприятия с детьми, пешие походы. определяет места рыбалки, других развлечений на прилегающей местности, предупреждает группу о опасных особенностях окружающей местности.

проводит экскурсии по достопримечательностям.

Роль инструктора подгруппы. С инструкторами заключается договор безвозмездного участия и должны понимать, что, подписав договор о безвозмездном участии, они взяли на себя часть ответственности в пределах компетенции и обязанностей, оговоренных в договоре. Они выполняют важнейшую роль в достижении целей похода, обеспечении его успешного проведения. Они транслируют своим пациентам принятые решения советом группы, руководителем группы, инструктором по туризму, врачом. Следят за выполнением правил участия детьми, за выполнением распоряжений по группе, дисциплиной в лагере и на маршруте. обеспечивают дежурство группы по лагерю и выполнение соответствующих обязанностей участниками подгруппы, обеспечивают оперативность участия членов своей подгруппы в снятии лагеря

Непосредственно постоянно находятся рядом с подгруппой, ненавязчиво следят за состоянием детей, проверяют их состояние ночью. В функцию инструктора входит контроль за планом питания пациентов, то есть важно что бы они могли ненавязчиво проконтролировать всю ли пищу съедает пациент после инъекции инсулина, куратор контролирующий состояние пациентов всегда должен иметь с собой сироп (сахароза или глюкоза) и хлебобулочные изделия и ни на минуту не выпускать из поля зрения пациентов. В функцию инструктора входит контроль за планом питания пациентов, то есть важно что бы они могли ненавязчиво проконтролировать всю ли пищу съедает пациент после инъекции инсулина.

Подготовка инструкторов: так как мы имеем дело с пациентами с серьезным хроническим заболеванием, отражающемся не только на соматическом состоянии, но и на психологическом, а также создающем трудности в социальной адаптации пациента, то куратор должен быть подготовлен решать все эти задачи.

Поэтому инструкторы подгрупп должны иметь медицинскую подготовку в плане диабета, его особенностей, возможных критических состояниях, диетических рекомендаций, инсулинотерапия, необходимых бытовых навыках, которыми должен обладать пациент. Так же он должен обладать педагогическими способностями и минимальными психотерапевтическими способностями и знаниями, чтобы работать в команде с психологом. Задача инструкторы подгрупп привлечь своих подопечных к обучающим, спортивным и культурно-массовым мероприятиям в лагере. Если дети не охвачены, они ищут какие-то самостоятельные развлечения и предоставлены самим себе и это неизбежно приведет к срыву медицинских рекомендаций и срыву процесса обучения управлению диабетом. В связи с этим подготовка инструкторы подгрупп должна начинаться за 3-6 месяцев до проведения лагеря. Целесообразно не только занятия в школе диабета, но и посещение лечебно-профилактических учреждений, консультации с эндокринологами. Педагогические и психологические особенности инструкторы подгрупп выясняются руководителем похода, а также заранее по дням прорабатываются варианты их работы с пациентами

Инструктор подгруппы, отвечающий за культурно – массовые мероприятия. Досуговые мероприятия являются важной составляющей программы похода, их тоже надо готовить заранее. Для этого целесообразно выбрать одного из инструкторов с соответствующими способностями и оговорить с ним заранее этот обьем его работы. Программа досуговых мероприятий должна быть разработана заранее, для их проведения должен быть приготовлен необходимый инвентарь, капнцпринадлежности. Для проведения мероприятий он привлекает детей к активному участию.

Инструктор подгруппы – психолог. Учитывая возрастные особенности участников похода, усугубленные длительным сроком заболевания диабетом, необходимо обеспечить возможность коррекции психологического состояния участников, выбрать правильную психолого-педагогическую тактику управления ими в походе, приобщения к активному участию в походных мероприятиях. Для этого целесообразно подобрать одного из кураторов из числа опытных педагогов-психологов, или даже пригласить психолога для работы инструктором подгруппы, с выполнением еще и обязанностей психолога-педагога.

Инструктор подгруппы -завхоз. Одному из инструкторов необходимо поручить учет снаряжения в по-ходе, следить за его исправностью и сохранностью. В его обязанности входит также и ремонт снаряжения.

Инструктор подгруппы, организатор питания. Питание участников похода-детей с диабетом, имеет важнейшее значение. Поэтому для учета продуктов питания, раскладки его, составления заявок на пополнение продуктов необходимо возложение соответствующих обязанностей на одного из инструкторов

Водитель машины сопровождения. С ним также заключается договор безвозмездного участия. Нежелательно, чтобы водителем машины сопровождения был родитель одного из детей. Так как простое простудное или желудочно-кишечное заболевание этого ребенка, требующее его госпитализации, транспортировки из лагеря, а значит и снятия с маршрута его отца-водителя сразу ставит вопрос о прекращении похода, поскольку без машины сопровождения поход проводить нельзя! Водитель должен быть обеспечен также телефонной мобильной связью. Он должен быть опытным водителем так как подьезжать к месту лагерных стоянок нужно всегда и в любую погоду. Машина желательно должна быть с ведущим передним и задним приводом. то есть типа ВАЗ “НИВА” или УАЗ. Машина сопровождения следует в пределах видимости по ходу следования группы , в ее функции входит перевозка дополнительных запасов продуктов и инвентаря, медикаментов, а так же эвакуация пациентов в экстренных случаях.

Роль врача в походе. Большие затруднения вызывает подбор сопровождающего врача. Это должен быть с одной стороны очень высококвалифицированный практикующий врач-диабетолог, а с другой – он должен обладать навыками участия в аналогичных туристических мероприятиях, с желанием принимать в них непосредственное участие, так как он постоянно должен быть рядом с группой, обеспечивать непрерывное наблюдение за участниками. Такие специалисты в отечественной эндокринологии большая редкость. Без такого специалиста выводить группу в поход – большой риск. Врач-эндокринолог принимается на работу на время проведения похода по договору контракту.

Он постоянно находится с группой, во время нахождения на маршруте должен иметь также возможность мобильной телефонной связи с инструктором по туризму, ведущим группу по маршруту, а также с руководителем группы, если тот сопровождает группу по берегу в машине сопровождения.. Ведет журнал учета состояния здоровья детей. Врач с первых дней проводит обучение пациентов, делая занятия максимально приближенными к практике, использует любую возможность что бы доказать важность самоконтроля, по сути дела процесс обучения и мотивации идет постоянно. Перед каждым приемом пищи и на ночь контролирует дозы инсулина, постепенно мотивируя и обучая пациентов к самостоятельным решениям. Обсуждает с пациентами их показатели сахара в крови, вместе с пациентом находя конструктивные решения. Он непосредственно осуществляет контроль за рационом питания, особое внимание обращает на углеводный индекс принимаемой пищи, регулирует его.

Необходимо, чтобы врач всегда был доступен (кураторы знали где врач) и имел при себе набор для скорой помощи (глюкагон, перевязочные средства и др). Врач должен иметь несколько наборов глюкагона и глюкозу для внутривенного введения.

У доктора особый статус в группе. Поскольку группа организована, как группа ЛФК, при постоянном медицинском сопровождении, то мнение доктора о прекращении похода и снятии группы с маршрута по причине повышенной частоты гипогликемическихз состяний, случаев тяжелых гиплогликемий, заболевания участников группы, которые подвергают угрозе для жизни и здоровья участников является окончательным и подлежит изменению руководителем только с переложением на него всей ответственности за последствия. Врач при этом оповещает руководство группы и инструкторов группы устно, и подает руководителю группы заявление о прекращении похода в письменном виде, попросив руководителя расписаться о получении такого заявления на втором, своем, экземпляре.

Совет группы. Ежедневно, лучше всего вечером, руководство похода проводило совещание, на котором подводились итоги дня, оценивалось функциональное состояние детей, а также планировались мероприятия следующего дня. Возможно вносило корректировку в состав экипажей.

Для активного включения детей в программу похода можно возлагать на них временные обязанности: на один день, переход или какое-нибудь походное мероприятие. Это дежурные по кухне, костровые, направляющие и замыкающие на марше, ответственные за проведение Дня Нептуна, вечера, соревнования. Главное при распределении обязанностей – не лишать участников группы полезной инициативы, давать больше персональных заданий, поднимать личную ответственность членов группы. Очень важно, чтобы дети не получали информацию о мероприятиях в императивно-приказательной форме, а руководство лагеря должно разработать план, который с психологической точки зрения приемлем и интересен данному возрасту и в то же время направлен на решение задач лагеря. В этом случае должны осуществлять командный подход в управлении жизнью в лагерев большей мере будет заменен сотрудничеством и Инструкторы подгрупп, руководитель похода, врач будут вместе с детьми идти к поставленным задачам.

Организация медицинского обеспечения участников похода, контроль в течение дня, обучение, медикаменты.

ГИПОГЛИКЕМИЯ!!! Тяжелые гипогликемии представляют серьезную опасность для пациента. Следует отметить, что около 4% летальных исходов при сахарном диабете происходит именно в результате этого состояния. При увеличении физической активности, а так же в связи с повышенным эмоциональном фоном повышается риск и вероятность гипогликемий, особенно у плохо обученных пациентов. Поэтому в первую очередь необходимо уделить внимание профилактике этого состояния и быстрого лечения возникающих случаев. У пациентов всегда должен находится с собой сахар или глюкоза (20-50 гр) в кармане одежды, куратор контролирующий состояние пациентов всегда должен иметь с собой сироп (сахароза или глюкоза) и хлебобулочные изделия и ни на минуту не выпускать из поля зрения пациентов, врач должен иметь несколько наборов глюкагона и глюкозу для в/в введения, причм глюкагон должен иметь при себе постоянно, выдать его по одному комплекту на каждого инструктора подгрупп. Глюкаглн всегда должен быть у человека, находящегося на удалении от детей на расстоянии, достаточном для оказания срочной помощи в течение 40-60 секунд.

Во время похода 4-8 разовый самоконтроль обязательное условие для всех. Он проводится утром перед завтраком, перед вторым завтраком, перед обедом, перед полдником, перед ужином, перед сном и по мере необходимости во время нахождения на маршруте, желательно во время промежуточных стоянок. Глюкометры с тест-полосками находятся у врача, инструкторов подгрупп. Для нормализации гликемии в походных условиях каждому экипажу выдавался сахарный сироп, продукты, содержащие углеводы. Дети были проинструктированы о внимательном отношении друг к другу, о выходе с территории лагеря, стоянок только с согласованием у инструктора подгруппы, и только не поодиночке. В походе доктор располагается в экипаже, расположенном по середине цепочки т.е. равноудаленно от всех, или в последнем экипаже. В целях безопасности было оговорено, что цепочка не разрывается, а интервал между лодками составляет около 50 м, Таким образом расстояние от врача до самого дальнего экипажа составляет 150-300м, что позволяет ему прийти на помощь в случае гипогликемии за 0,5 – 1,5 минуты. Кроме того в замыкающей лодке обязательно находится один из самых опытных инструкторов подгрупп. При проявлении симптомов гипогликемии подается условный сигнал экипажем этой лодки и все лодки прекращают движение, а врач и один инструкторов обязательно сближаются с ней и оказывают помощь (измеряют сахара в крови, испоьзуют сахарный сироп и т.п.). Дети, наиболее физически ослабленные, с простудными и другими заболеваниями, если те являются некритическими и позволяют им по мнению доктора продолжать участие в походе, во время движения размещаются в экипаже с доктором, с инструкторами, с наиболее физически сильными и грамотными детьми. Аптечка во время движения находится у доктора. О постоянно поддерживает связь по мобильному телефону с руководителем группы, с инструктором по туризму. Они вместе корректируют режим дальнейшего движения, принимают решение о промежуточных стоянках.

Участие в походе врача, частый контроль сахара дают прекрасную возможность на конкретных примерах рассматривать ситуации, причины ухудшения иди улучшения самочувствия детей, дают возможность их интенсивного обучения, эффективного развития навыков управления диабетом . Сопровождающий врач должен использовать эту возможность и постоянно обучать детей во время похода. Желательно, чтобы он разьяснял им ситуации во время промежуточных стоянок, а на лагерных стоянках проводил ежедневное обучение по программе школы диабета. Для этого в поход необходимо взять соответствующие методические материалы. Участники похода обязательно ведут дневники самоконтроля. Врач ежедневно проверяет правильность и полноту их заполнения. Поход – это прежде всего школа диабета, школа жизни с диабетом!

В результате этих усилий ,Опыт показывает, что даже у некомпенсированных детей при таком частом контроле в походных условиях 6-8 раз в сутки компенсация диабета становится лучше. У всех остальных состояние компенсации достаточно стабильное и не ухудшается , несмотря на то, что ежедневно меняются условия нагрузок и питания, могут привести к ухудшению у не достаточно обученной группы подростков. Показательно, что как только кто- то из пациентов начинает реже контролировать сахара, сразу же гликемия возрастает. То есть в условиях активной походной нагрузки в два раза необходимо повышать частоту самоконтроля и параллельно проводить дополнительное обучение, используя все практические ситуации во время похода для обучения и выработки мотивации к самоконтролю. Ко времени окончания похода практически все ребята приобретают способность самостоятельно менять дозировки инсулина и прогнозировать изменения сахаров от нагрузки и питания. Многие самостоятельно изъявляют желание увеличить частоту самоконтроля. Несмотря на увеличение потребления углеводов в среднем на 10-25%, дозы инсулина снижаются на 30-45%, что говорит о существенном увеличении чувствительности к инсулину при физической активности.

На лагерных стоянках палатка врача оборудуется отдельно, на ней ставится соответствующее обозначение. Палатка должна быть расположена равноудаленно от всех других палаток в непосредственной близости от них. Палатка доктора оборудуется походным столиком, двумя походными стульями, лагерным фонарем, аптечкой, средствами самоконтроля, двумя походными кроватями-раскладушками, часами-будильником. В ночное время обспечивается возможность для самостоятельного измерения сахара детьми. Для этого оставляются на ночь у входа в палатку врача глюкометр с тест-полосками, а у детей в каждой палатке имеется фонарик. Желательно, чтобы дети при ночных симптомах гипогликемии будили одного из своих товарищей, либо врача, либо инструктора. Ночное время самое тревожное в плане осуществдения наблюдения за детьми во время похода. Должно быть достаточно осветительных фонарей, обеспечивается поочередное дежурство инструкторов подгрупп по 2 часа.

Очень важно, чтобы врач и инструкторы подгрупп контролировали прием необходимого количества пищи детьми после иньекций инсулина, сьедали рекомендованное врачом количество углеводов. Опасность представляет любое невыполнение детьми рекомендаций доктора на фоне интенсивного изменения режима нагрузки и отдыха, часто встречающееся желание некоторых девочек похудеть, они могут скрытно уменьшить обьем принимаемой пищи и углеводов. Желательно в связи с этим провести с ними беседу о регулировании веса при обучении в школе диабета.

В связи с жаркой погодой, солнцепеком необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети были с головным убором, майки и трико защищали тело, предохраняли от ожогов. Особенно это важно во время движения по маршруту. В аптечке у врача должны быть предусмотрены средства от ожогов. При любых сопутствующих заболеваниях, травмах частота самоконтроля должна быть увеличена для достижения нормогликемии, поэтому необходимо иметь запас средств самоконтроля.

Важным является обеспечение защиты от укусов комаров, других насекомых. Для этого участники похода должны в вечернее время одевать плотную одежду, иметь при себе эффективные фармацевтические средства защиты (мази).

В целях безопасности лагерь обеспечивается возможность связи с лечебными учреждениями и предусматриваются пути возможной оперативной эвакуации в экстренных случаях. В этом отношении возможности использования мобильной телефонной связи очень эффективны. Учитывая риски, связанные с проведением автономных походных мероприятий с детьми, рекомендуется проведение таких мероприятий в географических зонах, где работают соответствующие системы мобильной связи, и обеспечивать подключение мобильных телефонов к этим сетям. Это особенно актуально для работы с неподготовленными детьми, новичками в диабетическом туризме.

Врач осуществляет мониторинг состояния участников похода ежедневно, делает записи в своем журнале, собирает перед походом выписки из истории болезни участников, полисы медицинского страхования. Для ознакомления с особенностями детей обязательно беседует с ними перед походом, а также с провожающими их родителями.

Необходимый запас медикаментов включает как лекарства связанные с сахарным диабетом ( глюкагон – 5 комплектов,40% раствор глюкозы, глюкометры – 3 шт (желательно по количеству экипажей, по одному на экипаж)., тест-полоски – 100 шт в день (1100 -1200шт на 16 человек)), так и медикаменты для лечения и профилактики простудных и кишечных заболеваний, расстройства пищеварения и др. Так же целесообразно помимо глюкометров, иметь запас визуальных тест-полосок, на случай поломки глюкометров или разряда батареек, запасные батарейки к глюкометру. Важно обеспечить температурные условия хранения медикаментов, особенно в походных условиях, защиту их от попадания влаги. В случае необходимости для проведения похода должны быть выдеоены средства для приобретения необходимых лекарств в ходе похода, с выполнением заказа с использованием машины сопровождения.

Примерный перечень оборудования и инвентаря для проведения водного похода (20 человек)

Туристическое оборудование для водного туризма: спассредства: веревка, жилеты на каждого неумеющего плавать. но не менее чем 1 жилет на 1 байдарку, байдарки – 8 штук

Посуда общая:котлы 15-20л – 3шт,баки для воды (50 л) – 2шт, поварешки – 2 шт., щетки металлические ля мытья посуды – 2,губки для мытья – 3,,порошок. гель для мытья – 1, шампура – 10,сковорода – 2 шт., доска для резки – 2 шт. ведро эмалированное – 2 шт., крюки для костра – 3 шт., рукавица для снятия – 2 шт., соль 2 пачки, перец- 5 пачек, лавровый лист – 2 пачки, индивидуальная: кружка нержавеющая – 20, ложка нержавеющая – 20, чашка нержавеющая – 20, индивидуальная губка для мытья посуды – 20

Лагерное оборудование: разборная саперная лопата – 1шт., топорики туристские – 2шт., ножи -3шт., брусок для заточки – 1, таганки для костра – 3шт., палатки – 5 четырехместных палаток с тентом,

тент – 1 шт., спальники – 20 шт., коврики – 20 шт., колья разборные – 4 шт., колья для палатки (гвозди 100) – 40 шт., веревка бельевая – 3 шт. ,спички – 10 коробков, столик туристские -2 шт., стульчики туристские 15 шт., пила двуручная в чехле. разливные кружки -2, нож консервный – 1, свисток сигнальный -8 (по числу экипажей лодок), рыболовные снасти, веревка – 30-40 м, веревка вспомогательная 30-40м, примус туристский или печка с горючим и ремнабором, песенник, измеритель-циркуль, большой лагерный тент.

Средства гигиены: бумага туалетная – 20 рулонов, мыло хозяйственное – 5 кусков, полотенце хозяйствен-ное – 3 шт., стиральный порошок – 3 пачки, марганец – 2 тюбика, , умывальник -1, антикомарин- 10 флаконов

Спортинвентарь: мяч футб. -1, мяч волейб. -1, бадминтон, шахматы -1, дартц -1, компас -5, карты местно-сти, миллиметровая бумага – 10 листов.

Освещение: фонарь лагерный, штабной – 1 шт., батарейки – 20 шт., запасные батарейки к фонарям, запасная лампочка к фонарикам, фонари не менее 5 (по числу палаток),

Документы: маршрутный лист, приказ на проведение похода, договора с руководителями, инструкторами, командировочные удостоверения, правила пребывания в лагере, выписки из истории болезни детей, правила пребывания в походе.

Канцтовары, сувениры для проведения конкурсов: Фото-видео: фотопленка-3 шт.х36 кадров, 200 еди-ниц, фотоаппаарат”Зенит” -1 шт., фотоаппарат – вспышка -1 шт., видеокамера -1шт, видеопленка 90 минут, краски, кисти , сувениры победителям , бумага, ручки, карандаши, скрепки, иглы канцелярские ,кнопки .

СВЯЗЬ: сотовые телефоны – 2-3 шт., (”мегафон”), карты оплаты времени – 4 часа на 10 дней

Машина сопровождения: 1

Обеспечение продуктами. Организация питания. Гигиена в походе.

Опыт показывает, что в походе сложно осуществлять расчет рациона питания, питание необходимо спланировать заранее, с учетом планируемой программы нагрузок, передвижения в походе. Рацион основного питания обязательно надо согласовать с врачом эндокринологом. В соответствии с составленным рационом расчитывается примерный общий расход продуктов, производится их закупка и заготовка. В основном это обычные продукты: крупы, супы быстрого приготовления, акцент делается на овощах, картофеле, помидорах, огурцах, капусте, кабачках, которые лучше закупать в ходе похода используя машину сопровождения. В этом случае в походе легко откорректировать углеводный индекс принимаемой пищи, добавляя в рацион кондитерские изделия (хорошо использовать вафли, пряники, печенье, леденцовую карамель, сахарный сироп, фруктовые соки). Использование фруктов в походе является проблемой, так как трудно обеспечить их чистоту. Лучше использовать арбузы, дыни, бананы. Удачным является использование для приготовления мясных блюд свежезамороженных окорочков Опыт показывает, что 100 рублей (3 долларов) вполне достаточно в день для обеспечения полноценного питания участников.

За рационом питания необходим строгий контроль сопровождающего врача, следящего за его качеством, сроками годности, углеводным индексом.

Очень важно в походе строго следить за чистотой рук. Установка лагерного умывальника с моющими средствами, оборудование двух походных туалетов являются одними из первых задач, которые должны решаться при установке лагерной стоянки.

Для приготовления пищи необходимо использовать только питьевую воду, взятую с собой, либо в близлежащих населенных пунктах. В любом случае ее необходимо кипятить, за исключением высокоочищенной в промышленных условиях воды в тетрапакетах. Воду из реки для приготовлеия пищи использовать нельзя.

Режим распределения нагрузки в микроцикле, в течение дня

На маршруте рекомендуется делать остановки каждые 45-60 минут с получасовым отдыхом. При планировании нагрузки следует учитывать, что снятие лагеря перед походом иего установка вечером, также являются физической нагрузкой для участников. В дни отдыха в периоды, совпадающие с периодами нагрузок в течение дня во время ходовых дней должны заполнять мероприятиями. связанными с физическими нагрузками: спортивными играми, пешеходными экскурсиями, прогулками, купанием и т.п.

Основные правила движения по маршруту.

Организация рабочего дня Режим ходового дня должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Обычный режим переходов состоит из 40-50 минут движения и 10 минут отдыха на малых привалах. Режим движения в жаркие дни определяется еще и температурным режимом, в т.ч. движение по маршруту проводится в наиболее прохладное дневное время: с 8 до 11-30 час, или с 17 до 19 -20 часов. Учитывая, что реальная дневная нагрузка на новичков может составляет 10-15 км в день при скорости передвижения 3-3,5 км/час. Наиболее рациональным во всех отношениях является движение в утреннее время. Участники вполне могут выполнить задачу за 3 ходовых часа с промежуточными 2-3 короткими остановками для купания, измерения сахара, перекуса. В вечернее время не рекомендуется, так как в этом случае необходимо в сжатое время установить лагерь, приготовить пищу, провести контроль гликемии. Возможны ошибки, повышается риск проведения похода.

Поэтому рекомендуемый примерный режим ходового дня:

6-30 – подьем.

6-30- 7-00 гигиена, контроль гликемии

7.00 – 7.15 завтрак

7.15 – 8.00 снятие лагеря, погрузка экипажей

8.00 – 8.50. отправление, прохождение первого отрезка (3 км),

8.50 – 9.10 промежуточная стоянка

5.10 – 10.00 прохождение второго отрезка пути (4 км)

10.00 – 10.20 промежуточная стоянка, перекус, измерение гликемии

10.20 – 11.30 прохождение третьего отрезка (4-6км)

11.30 – 13.00 – разгрузка, установка лагеря, приготовление пищи, купание

13.00 – 14.00 контроль гликемии, обед

14.00 – 16.00 отдых, тихий час.

16.00 – 16.30 перекус, контроль гликемии

16.30 – 17.30 школа диабета

17.30 – 19.00 спортивные, развлекательные мероприятия, купание

19.00 – 19.30 ужин, контроль гликемии

19.30 – 21.30 вечерние досуговые мероприятия ( песни у костра, аттракционы, беседы, диспуты)

совещание походного совета

21.30 – 22.00 личная гигиена, перекус

22.30 отбой

22.30 – 5.00 поочередное дежурство инструкторов по лагерю

В связи с отсутствием навыков у детей, несобранностью и неорганизованностью детей, особенно в первые дни быстрый сбор лагеря , погружение в лодки и отправление в назначенное время представляют серьезную задачу. Рекомендуется уже вечером собрать в рюкзаки ненужное лагерное оборудование, определить экипажи, распределить обязанности по погрузке переносу и спуску лодок на воду.

В неходовые дни периоды физической нагрузки в режиме дня необходимо заполнять проведением спортивных мероприятий, пешеходных экскурсий по местности.

В непогоду двигаться по маршруту не рекомендуется в связи с возможностью простудных заболеваний и резкой декомпенсацией детей. В эти дни лучше оставаться на лагерной стоянке и предпринять все меры к утеплению детей, влагонероницаемости палаток, окопать палатки, укрепить их от ветра.

Распределение нагрузки по дням: в первый день – адаптация к условиям, разгрузка, подготовка байдарок, инструктаж на месте и обучение передвижению на байдарке, управлению ею , формирование экипажей, возможно прохождение 4-5 км маршрута, прежде всего для удаления от населенного пункта.

2 день – прохождение 8-10 км, 3 день- прохождение 12-15 км, отдых, в дальнейшем каждые два дня движение по маршруту 12-15 км, на третий день – лагерная однодневная стоянка с проведением экскурсий, посещением музеев, достопримечательностей и т.п.

При движении по маршруту группы начинающих туристов руководитель похода должен задавать темп, исходя из правила: равнение по темпу слабейшего. Если группа неоднородна по сорставу, надо стараться равномерно распределить экипажи, уровнять силы различной загрузкой лодок.

Место руководителя в походной группе должно обеспечивать удобство управления группой и безопасность ее движения. Руководителю можно рекомендовать идти сразу за направляющим, время от времени помогаю тому находить дорогу. На сложных сложных и опасных участках, при пересечении фар-ватера руководитель не уходит вперед, пока вся группа не выйдет на легкий участок. Также он должен поступать при купании туристов в незнакомом водоеме, при посадке на транспорт и т.п.

Порядок движения На лодках путешествуют кильватерной колонной с дистанцией 30-50м между судами. Движение проходит вблизи от берега, здесь меньше струя встречного потока при движении против течения, и наиболее безопасные условия для новичков. Препятствия проходят поочередно. При подходе к нему обычно вперед выдвигается наиболее опытный экипаж. На крупных реках туристы должны соблюдать правила движения по внутренним судоходным путям и держаться вблизи правого по ходу берега.

Фарватер рекомендуется пересекать на плесах. При плавании по открытым водным пространствам приходится постоянно учитывать возможность сильных ветров, больших волн, прибоя и план перехода строить в зависимости от конкретных условий, не удаляясь далеко от берега, чтобы всегда иметь возможность пристать к нему.

Расположение лагерной стоянки. (палатки, машина сопровождения, костры, гигиена)

Изучение мнений, анкетирование участников.

Любая лечебная и реабилитационная программа обязательно должна иметь контроль за эффективностью выполнения поставленных задач: с клинической точки зрения – дневники самоконтроля во время пребывания в лагере, гликированный гемоглобин до лагеря и через три месяца после, частота случаев кетоацидоза и тяжелой гипогликемии во время пребывания в лагере.

С психологической – система опросников и тестов направленных на выявление общей и ситуационной тревожности, готовности принятия решений, фокус-контроль и другие.

Социальная значимость: здесь оценка более растянута по времени, но возможна – насколько пациенты, прошедшие такие лагеря лучше адаптируются в обществе, находят себе применение, устраивают семейный быт, карьеру, достигают высот в спорте.