Сколько живет газета?

На вопрос, вынесенный в заголовок, в советские времена незамедлительно следовал ответ: «Один день». Такой срок отмеряли газетчики, работавшие над выпусками ежедневных изданий. Некоторые увеличивали печатную «жизнь» до недели. И лишь совсем немногие и тогда, и сейчас, подумав, соизмеряют: «Смотря какая газета……» Сегодня повод поговорить об этом – «Диабет и жизнь» доросла до юбилейного, пятидесятого номера.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Четыре года назад, жарким летним днем, на пороге редакции «Ростова официального», где я тогда работала ответственным секретарем и курировала вопросы социальной политики, возник М.П.Галичаев и обратился с просьбой, исключающей отказ: – Нам, городским диабетическим организациям, нужна своя газета – помогите сделать.
– Когда? – Завтра. – А что у вас есть для этого? – Желание. И необходимость иметь инструмент общения с диабетиками, врачами, чиновниками – всеми, кто так или иначе причастен к сахарному диабету.
Первый номер «приютил» у себя предприниматель Владимир Степанович Бычек – вместе с ним, «дружно в трёх», мы и лепили по вечерам и выходным «Диабет и жизнь». Со второго номера и по сегодняшний третьим стал компьтерный дизайнер Игорь Парасотченко. Спустя два года у Ростовского областного диабетического общества появился по гранту свой редакционный комплекс. Тогда же я убедилась, что главной несущей конструкцией печатного издания некоммерческой общественной организации является энтузиазм учредителей. За прошедшие годы это убеждение только окрепло.
Выпуск каждого номера – отдельная песня, исполняемая самодеятельным хором с тремя постоянными солистами. Посему, не судите нас строго – поем как умеем. Если бы вы поприсутствовали хоть на одной репитиции, то бишь поучаствовали в подготовке хоть одного номера, простили бы все наши огрехи и узнали истинную цену печатного слова.

ЗАЧЕМ НКО СВОЯ ГАЗЕТА?

«Вначале было слово……» – сказано столь непререкаемым авторитетом, что и оспаривать не стоит. Если некоммерческая общественная организация берется за серьезные дела и их реализует, то об этом должны знать люди, которые могут подключиться и взять на себя часть неподъемной ноши. И неважно из какого общественного сектора: первого – от власти, второго – от бизнеса, третьего – от коллег-нкоошников или из четвертого – от журналистов. Итак, лучшей визитки НКО просто не придумать.
Во-вторых, газета – источник нужной информации. Коэффициент полезного действия «Диабета и жизни» измеряется востребованностью материалов диабетиками, родителями детей, врачами, социальными работниками. Если хоть один материал из сегодняшнего номера читатель захочет сохранить пользы для, то и тогда можно считать усилия добровольцев-издателей не напрасными.
В-третьих, газета НКО – это переговорная площадка по выработке решений как по самым неотложным проблемам, так и перспективным направлениям деятельности организации.
Сегодняшний номер, например, это большой «круглый стол» по проблеме улучшения жизни страдающих очень «раскрученным», к сожалению, недугом. Предложения, высказанные здесь, благодаря газете, становятся достоянием многих и многих заинтересованных людей, а также тех, кто «в упор» не хочет видеть и слышать об этой дорогостоящей медико-социальной проблеме.

СКОЛЬКО СТОИТ ГАЗЕТА НКО?
Бесплатная газета некоммерческой общественной организации, как любое печатное издание, стоит с каждым днем дороже. Только у НКО средств, на достойную оплату труда по выпуску номеров нет, конечно. Без добровольческой помощи ни один выпуск «Диабета и жизни» не состоялся бы. Правильно это? Разумеется, нет. Но это не вина учредителей, а беда государственная. В подтверждение недавняя новость Агентства социальной информации: «18 октября в Москве на «круглом столе», организованном в преддверии Гражданского форума, обсуждалась роль СМИ в формировании гражданского общества. Усилия энергично развивающегося третьего сектора отражаются в прессе редко и бессистемно. Проблематика третьего сектора не попала в систему журналистких приоритетов, сформировавшуюся за последние 10 лет. В результате теперь, когда СМИ готовы писать о социальных проблемах, они сталкиваются со страшным дефицитом авторов, способных профессионально анализировать ситуацию в третьем секторе. Необходима комплексная программа активизации журналистского сообщества вокруг социальных проблем. Федеральный закон «О средствах массовой информации» об общественных СМИ даже не упоминает. «В свое время появилась идея ввести льготы на издания, которые являются некоммерческими организациями по форме собственности, а также для СМИ, пишущих на социальные темы, – рассказывает юрист Института развития прессы Дарья Милославская. – Договориться о принципах распространения льготного режима тогда не удалось. Термина «социальный» в юриспруденции нет! Нужно уже сейчас начать выработку критериев определения общественного СМИ, попытаться обозначить… и только на основе этого выносить предложения по изменению законодательства». Проблема создания и существования общественных СМИ в адекватном правовом и экономическом поле, по мнению участников «круглого стола», должна стать одной из тем обсуждения на Гражданском форуме». Вот так, дорогие читатели.

А теперь дам ответ на вопрос заголовка. Когда, в который раз, даю себе слово больше за «Диабет и жизнь» не браться и яростно сопротивляюсь на призыв Михаила Павловича Галичаева поработать вместе над очередным номером, то вспоминаю огромный полный зал Дворца культуры Ростсельмаша, диабетиков, стоящих с раскрытым номером газеты и поющих гимн диабетического движения…… А потом опустевший тот же зал, в котором не осталось не только ни одного номера «Диабета и жизни», но даже обрывка от нее… …Сколько живет газета? Столько, сколько нуждаются в ней читатели.

В. Н. Гончарова,
член Союза журналистов России, выпускающий редактор газеты «Диабет и жизнь»