Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Диаресурсы » Резолюция Первой Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ»

Резолюция Первой Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ»

16-17 декабря

РЕЗОЛЮЦИЯ

Первой Всероссийской конференции
«ГОСГРАНТ»

совершенствование системы государственной поддержки социально значимых проектов как инновационный механизм развития и продвижения политики информационного общества

16-17 декабря 2010 года в г. Москве в здании Российской государственной библиотеки при поддержке Администрации Президента РФ и Государственной Думы ФС РФ прошла Первая Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ», посвящённая вопросам совершенствования системы  государственной поддержки как инновационного механизма развития и продвижения политики информационного общества. Организатор — Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО) при участии  Российского общественного совета информационного развития (Росинформразвитие).

Цели Конференции:

  • информирование организаций о существующих механизмах господдержки социально-значимых проектов;
  • выработка решений по совершенствованию: регламентов подачи заявок на получение господдержки, деятельности экспертных комиссий по определению лучших проектов;
  • содействие становлению стратегического партнерства органов государственной власти, бизнес-структур и институтов гражданского общества;
  • обмен лучшим опытом реализации субсидируемых проектов;
  • обучение социальному предпринимательству и организации социально-значимых мероприятий.

На Конференции были представлены наиболее активные и авторитетные общественные организации из 71 региона Российской Федерации. Предметом обсуждения стали вопросы господдержки НКО не только посредством распределения грантов, но и с помощью других механизмов финансирования социальных проектов (таких, как участие в госзакупках социальных услуг и т. д.), а также вопросы общей проблематики положения дел некоммерческого сектора.

Делегаты Конференции констатировали, что самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные проекты (в т. ч. молодежные), которые охватывают образование, здравоохранение, культуру и искусство, спорт, подготовку кадров. Исполнителем работ в этих сферах жизни страны все чаще выступает именно российский некоммерческий сектор, являясь источником различных социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно, о чем свидетельствуют высокие темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц.

Однако, по мнению делегатов Конференции, потенциал некоммерческого сектора в нашей стране остается существенно не раскрытым. НКО практически не включены в систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для населения. Развитие этой области невозможно без осуществления в нее инвестиций (в т. ч. через гранты). Тем не менее, подобные инвестиции останутся малоэффективными, если в законодательном порядке для них не будет создан режим содействия и благоприятствования.

Проанализировав доклады и выступления, прозвучавшие в ходе мероприятия, участники Первой Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ» внесли ряд рекомендаций по совершенствованию механизма предоставления субсидий, улучшению: контроля над исполнением и прозрачностью, регламентов подачи заявок на грант, работы экспертных комиссий по определению наиболее достойных проектов, а также по отчетности. Сформулированы конкретные меры по улучшению не только грантовой системы, как одного из способа поддержки НКО, но и рекомендации к доработке нормативно-правовой базы участия НКО в системе государственных социальных услуг.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Рекомендации

по улучшению эффективности грантовой системы
в Российской Федерации

1. Для органов государственной власти:

  1. Значительно увеличить выделяемые средства на социально значимые проекты, так как меры по расширению масштабов деятельности НКО и повышению их эффективности следует рассматривать не столько как поддержку третьего сектора, а как создание условий для социального партнерства и межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем и задач.
  2. Изменить сам принцип отбора проектов: эксперты организаций, распределяющих гранты, должны в первую очередь оценивать состоятельность и заслуги организаций-грантозаявителей: когда и кем создана; статус (сельская, городская, региональная, межрегиональная, федеральная, международная); когда и в какие сроки ранее выполнены социально значимые проекты; их масштаб, результаты, подтвержденная польза, количество отзывов в СМИ и сети Интернет, наличие отчетов, ранее размещенных для общественного доступа. От этого должна зависеть и сумма гранта. Любая организация, получившая грант, сможет подать документы повторно, только пропустив конкурс следующего года. Альтернативный механизм на подобный проект распределения господдержки, который был предложен делегатами, позволит получить финансирование значительно большему количеству организаций, критерии отбора в этом случае будут очевидными.
  3. Организовать региональные конкурсы грантов, поскольку это позволит лучше понять местные проблемы развития гражданского общества (представители регионов посетовали на незнание федеральными экспертами ситуации «на местах» и предложили часть президентских и др. грантов распределять в субъектах РФ), либо включать в состав федеральных экспертных комиссий специалистов из регионов, в т. ч. и «удаленно».
  4. Обязать грантооператоров, проводящих конкурс и организующих заседания нескольких экспертных комиссий по данному конкурсу в течение года, незамедлительно опубликовывать в СМИ (на сайте грантооператора) результаты заседаний таких комиссий с обязательным перечислением организаций, получивших гранты, и выделенных им средств. Кроме того предлагается публиковать остаток общей грантовой суммы после каждого этапа. Необходимо также объявлять на сайте грантооператора о дате каждой подобной конкурсной комиссии не позднее, чем за две недели до ее проведения.
  5. Подготовить нормативную базу, которая бы легла в основу перевода подачи заявок в электронный вид, а также исключить такие требования грантооператоров, как распечатка полного пакета документов для нескольких (в отдельных случаях до девяти) экспертов.
  6. Разработать эффективный механизм осуществления мониторинга программ (проектов), получивших финансирование, а также обеспечить открытость и публичность результатов работы подобного рода мероприятий на постоянной основе.
  7. Рассмотреть возможность организации и контроля конкурсов с помощью местных Общественных Палат и наиболее активных и авторитетных НКО.
  8. Принять меры по сопровождению конкурсов контролем со стороны правоохранительных органов, независимых СМИ и местных властных структур.
  9. Ввести требование к получателям наиболее крупных (финансово-емких) грантов отчитываться перед НКО-сообществом посредством телевидения, радио, различных онлайн сервисов. Как вариант, предлагается включить отдельным пунктом в договор с таким грантополучателем обязательное освещение результатов его работы в СМИ.
  10. Рекомендовать директивным органам отменить для исполнения гранта требование по открытию дополнительных счетов в других банках (т.к. это приводит к удвоению работы бухгалтерии).
  11. Сформировать обязательный перечень СМИ, на которых заблаговременно будет опубликована конкурсная информация. Усилить требования к освещению сроков, критериев и документации конкурсов организациями-грантооператорами.

2. Для грантооператоров и организаций, проводящих конкурсы на предоставление грантов, выделяемых из бюджетных средств:

  1. Организовать единую общероссийскую сеть грантооператоров, четко распределив между такими организациями те направления, на которые выделяется финансирование. Располагая сетью,  обладая общей идеологией, целями и задачами, появятся новые возможности экспертизы и сотрудничества.
  2. Рассмотреть возможность организации региональных конкурсов, поскольку это позволит лучше понять местные проблемы развития гражданского общества (представители регионов отметили незнание федеральными экспертами ситуации «на местах» и предложили часть президентских грантов распределять в субъектах РФ), либо включать в состав федеральных экспертных комиссий специалистов из регионов, в т.ч. удаленно, консультативно и т.п.
  3. Провести комплекс мер по информированию (учебе) грантозаявителей о последних требованиях к оформлению конкурсной документации, грамотному заполнению заявок. Особое внимание участников Конференции привлек тот факт, что документы, подаваемые на конкурс, оформляются ими в большинстве случаев поверхностно, неаккуратно, а, порой, безграмотно, что вызывает постоянные претензии организаторов конкурса и резко снижает вероятность успеха.
  4. По возможности перевести подачу заявок в электронный вид, а также полностью исключить такие требования, как распечатка полного пакета документов для большого количества экспертов. Необходимо также определить более удобный с технической точки зрения формат грантовой заявки.
  5. Упростить требования к первичным заявкам путем проведения конкурса концепций проектов и проводить конкурс в два этапа. При этом только на втором этапе конкурса авторы отобранных концепций могут предлагать развернутый проект с детализированным бюджетом. Соответственно, это приведет к упрощению как проведения конкурса (для грантооператоров), так и участия в нем (для НКО).
  6. Сообщать грантозаявителям даже короткое содержание экспертизы, при этом фамилии экспертов могут не оглашаться, а, например, быть пронумерованы. Для рассмотрения жалоб грантозаявителей предлагается создать апелляционную комиссию (интересен в этом случае опыт ЮНИСЕФ, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда Бортника) и др., когда грантозаявитель может лично защищать свой проект, а жюри открыто высказывает свои замечания, задает вопросы и т.п.).
  7. Упростить требование по открытию дополнительных счетов в других банках (т.к. это приводит к удвоению работы бухгалтерии).
  8. Уделить особое внимание проектам в области межнациональных отношений и толерантности, по популяризации здорового образа жизни  и противодействию распространению наркотиков, по помощи лицам с инвалидностью, а также по привлечению граждан к активной жизни в информационном обществе.
  9. Отметить, что средства конкурса должны быть использованы на решение конкретных проблем гражданского сообщества и развитие его институтов.
  1. Для грантозаявителей, организаций, ведущих социальную деятельность:

Создать организацию (ассоциацию, совет, союз) которая взяла бы на себя миссию и ответственность по информированию организаций, в первую очередь НКО, о возможностях  и сроках получения государственных субсидий и негосударственных субсидий, а также с помощью самих НКО вела бы на постоянной основе общественный рейтинг активностей этих организаций.

На Конференции отмечена недостаточная информированность граждан о развитии некоммерческого сектора в стране, институтов гражданского общества в целом. Как следствие — отсутствие скоординированных действий «по горизонтали», то есть внутри самого некоммерческого сектора. Организация, созданная самими НКО, могла бы сделать собственный рейтинг НКО, к которому могли бы обращаться грантооператоры и экспертное сообщество.

Создать общественный портал «ГОСГРАНТ» (www.GOSGRANT.ru), на котором будет размещена видеозапись пленарных заседаний, мастер-классов и семинаров, интервью участников Конференции. На этом портале делегаты также хотели бы видеть информацию о государственных и общественных  грантооператорах, фондах и меценатах, а также информацию об интернет-ресурсах для грантозаявителей.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Рекомендации
к доработке нормативно-правовой базы

участия НКО в системе государственных социальных услуг

  1. Вести на федеральном уровне разработку современной нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение эффективной деятельности НКО, общественных объединений, механизмов взаимодействия с ними органов государственной власти и местного самоуправления.
  2. Создать механизм, предусматривающий участие негосударственных некоммерческих организаций в разработке и экспертизе нормативно-правовых актов, включая требования к работам и услугам для государственных и муниципальных нужд.
  3. Привлекать НКО к участию в конкурсах и аукционах закупок для государственных и муниципальных нужд на основе соответствующих законов. Предоставлять целевые потребительские субсидии (ваучеры, сертификаты) потенциальным получателям социальных услуг с тем, чтобы они сами выбирали организацию (из числа аккредитованных государственных и некоммерческих), в которую можно обратиться за помощью.
  4. Пересмотреть в Федеральном законе о государственных закупках №94-ФЗ механизм и критерии отбора проектов – на сегодняшний момент данный закон не способствует отбору лучших компаний, а приводит, зачастую, к финансированию дешевых и некачественных проектов. Принцип «чем меньше затрат, тем эффективнее» в социальной области, а также в культуре, науке и просвещении не действует, а иногда даже приводит к отрицательным негативным явлениям.
  5. Доработать разделы Федерального закона №94-ФЗ, связанные с ограничениями сроков выполнения финансируемых проектов (скоропалительность исполнения гранта затрудняет, к примеру, любые исследования: выделенные средства обязательно должны быть потрачены в текущем году).
  6. Принять закон о льготах для благотворительных и некоммерческих организаций в целях возможности финансирования исполнителей проектов напрямую, без уплат налогов, в т.ч. и подоходного (так как данный тип организаций попадает под стандартное налогообложение юридических лиц). Или же внести изменения в Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и сохранить прежний страховой тариф не только для организаций малого бизнеса, но и для некоммерческих организаций, включая различные общественные объединения.
  7. Разработать в законодательно-правовой системе РФ применение некоммерческими организациями модели «эндаумента» – определенного объема финансовых средств, вкладываемого в некоммерческую организацию на определенных условиях и наполняемого преимущественно за счет благотворительных пожертвований, и необходимого для обеспечения частичной независимости от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений, финансовой стабильности посредством получения гарантированного дохода, формирования долговременного источника финансирования определённой некоммерческой деятельности. Разработать нормативное регулирование, выстроить специальную модель бухгалтерского учета, сформулировать требования, которые будут предъявляться к отчетности при такой финансовой модели существования НКО.
  8. Создать соответствующую нормативную базу и законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство», создать целое направление государственного финансирования – поддержка проектов социального предпринимательства.
  9. Провести комплекс мероприятий по всей стране, направленных на привлечение внимания широкой общественности к модели социального предпринимательства (т. к. она позволяет освещать идеи и результаты проектов как в традиционных, так и в новых медиа; в этом заключается радикальное отличие от благотворительности, в случае с которой публичность не всегда уместна), а также информационную и просветительскую кампанию для расширения сети социальных предприятий.

Справочная информация:

Директор по связям с общественностью и имиджу

Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»,

Координатор Первой Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ»

ГАНИН Анатолий Андреевич

тел.: +7 (495) 971 4398

e-mail: ganin@rario.ru, gosgrant@rario.ru