Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Газета "Диабет и Жизнь" » 2011 » Диабетики готовят Обращение к Президенту

Диабетики готовят Обращение к Президенту

ЮЖНАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИАБЕТИЧЕСКАЯ

АССОЦИАЦИЯ

———————————————————————————————————————————————————-

344010, г. Ростов-на-Дону, пр.Буденновский 23

Тел: (863-2) 43 15 50, 8 918 581 81 01                                                                                              WWW.dia-don.ru, E.mail:dia-don@yandex.ru

исх.  №   39    от «22  » ноября 2011г.

Президенту

Российской Федерации

Д.А.МЕДВЕДЕВУ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Диабетические общественные организации Юга России,  выражая полную солидарность с позицией Президента РФ, Правительства РФ  в  намеченной стратегии  развития социальной поддержки населения, реформы и модернизации здравоохранения, вместе с тем считают необходимым обратить внимание на то, что поспешность в получении положительных результатов, не подкрепленная реальными возможностями и темпами процессов развития, в вопросах жизнеобеспечения, сохранения здоровья граждан  может давать обратный эффект.  Желание исполнителей создавать представление у руководителей высших эшелонов власти  о быстром достижении положительных изменений в ходе и результатах реформ, выдавать  реальное положение дел за желаемое может приводить к ухудшению положения граждан.

Примерами являются: участившиеся отказы в установлении на очередной срок инвалидности,  гражданам, страдающим неизлечимыми заболеваниями, например сахарным диабетом. Желание в короткие сроки произвести в лечении принудительную замену используемых проверенных практикой высококачест-венных импортных жизненно необходимых инсулинов на так называемые «россий-ские аналоги», которые не являются идентичными заменяемым,  производятся из импортной субстанции, с  неясными в отдаленной перспективе в результате  их регулярного использования последствиями для здоровья.

В вопросах обеспечения здоровья, сохранения жизни наоборот нужен особенно  взвешенный осторожный подход. Желание  проявления именно такого подхода в вопросах повышения качества жизни мы видим в заявлениях Правительства РФ.  В связи с этим, направляем Вам принятое диабетическими организациями больных сахарным диабетом Обращение. Надеемся, что, наше Обращение,  искренне направленное на интересы людей, страдающих неизлечимым заболеванием, найдет понимание и поддержку и будут внесены необходимые коррективы  в  ее регулирующие  нормативные акты.

Председатель  президиума

Южной межрегиональной диабетической ассоциации                                             М.П. Галичаев

ОБРАЩЕНИЕ

принято на совещании  диабетических НКО Юга России,  работающих в интересах больных сахарным диабетом ( 24.09.2011г.),  а также  по итогам мероприятий Международного дня борьбы с диабетом (14.11.2011г)

20 ноября  2011г.                                                                                                                                                          г. Ростов-на-Дону

Диабетические общественные организации пациентов Юга России,  поддерживая  намеченную  Президентом, Правительством России  стратегию  социального развития,  модернизации здравоохранения, вместе с тем считают  необходимым обратить внимание руководства страны на наиболее острые проблемы, отражающиеся на качестве жизни, здоровье и благополучии  больных сахарным диабетом. Желание исполнителей создавать  у руководителей высших эшелонов власти впечатление  быстрого достижения положительных изменений, не подкрепленных реальными возможностями и темпами развития, в вопросах жизнеобеспечения, сохранения здоровья граждан  может давать обратный эффект, приводить к ухудшению качества жизни людей с диабетом. В вопросах обеспечения здоровья, сохранения жизни наоборот нужен особенно  осторожный подход.

1. Продолжает оставаться актуальной проблема, связанная с внедрением в практику лечения диабетиков  инсулинов, производимых в России.   В Послании Президента РФ – 2009 отмечена поэтапность, т.е. достижение  объема используемых российских лекарств 25% — к 2015 году, и более 50% — к 2020 году, преимущественно за счет простых лекарств. Диабетические организации  солидарны с таким подходом и в отношении динамики использования инсулинов, произведенных в России,  они за поэтапное, осторожное  их внедрение, в основном за счет назначения вновь заболевшим.  Однако уже сейчас в некоторых регионах России,  якобы в целях ускорения намеченной стратегии импортозамещения, пытаются заменить инсулины мировых лидеров на аналогичные «российские» инсулины «механически», путем принудительного перевода на них диабетиков,  заявляя достижение их объема  до 70-100% уже в ближайшее время. Это вызывает  у больных сахарным диабетом дополнительный стресс, усиливает социальную напряженность в обществе. Нам известно об аналогичных заменах, например у больных рассеянным склерозом,  в результате которых состояние пациентов резко ухудшилось,  некоторые даже были вынуждены прервать прием лекарств. Такая принудительность неприемлема.

Ранее, в обращениях в Правительство РФ (19.05.2007г, 22.10.2009г.) мы высказывали мнение о недопустимости  принудительного перевода диабетиков с одного вида инсулина на другой, даже с одним международным непатентованным наименованием. Полученные нами от  Минздравсоцразвития РФ  разьяснения  подтверждают правомерность наших опасений (письма № 247487-25-3от 14.12.2009г.,  №25-3/10/1-7156 от 21.12.2009г.): «…препараты ряда инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы, одновременное использование у одного и того же пациента инсулинов разных производителей не рекомендуется. Перевод пациента с препаратов инсулина одного производителя па аналогичные препараты другого может сопровождаться ухудшением течения диабета и снижением качества жизни больного». В экономически развитых странах, например, в Европейском Союзе это закреплено в Директиве 2001/83/ЕС.  Оценка специалистами использования «дженериков» показывает, что часто они  дают побочные эффекты,  удорожающие в целом лечение, так как надо лечить осложнения от их использования.

Способствуют этим процессам и действующие положения  ФЗ №94,  согласно которым,  при проведении тендерных торгов Конкурсная документация не должна содержать указание на торговые и фирменные наименования. Приоритетным основанием для принятия решения о тендерной закупке становится не составленная заявка из территорий региона с указанием уже назначенных больному необходимых лекарств по торговым наименованиям, а его цена среди лекарств с одним МНН  (с приоритетом российского производителя).  Российские производители в этой ситуации выглядят  предпочтительнее.  Больным  в результате предлагают принудительную замену на закупленный таким образом  инсулин российского производителя. По нашему убеждению цена или патриотические соображения не могут являться главными факторами  принятия решений при закупке жизненно-необходимых  лекарственных препаратов.

Сейчас российские производители  инсулинов, изготавливают его из импортной субстанции,  ограничиваются установкой технологической импортной линии, не утруждая себя развитием научных исследований, передовых технологий производства  и  новых форм лекарств, соответствующих развитию  методов лечения. Без этого нас ожидает отставание в лечении  диабета, использование устаревших форм инсулина. При этом цена на препарат у них сопоставима, или даже дороже  цен на аналогичные инсулины, предлагаемых  мировыми лидерами в производстве инсулина.  При соблюдении принципов организации современного фармацевтического производства, изложенных в Послании Президента РФ-2009,  и цена производимого  российского инсулина будет выше, поскольку в его стоимость будет включена стоимость исследований, совершенствования технологии и т.п.  Поэтому без партнерского участия мировых лидеров производства инсулина, по-видимому, не обойтись. Компания «Санофи Авентис» уже   наладила  выпуск инсулинов в России,  «Ново Нордиск» – готовит производство.

Обращаемся с просьбой  внести изменения в ФЗ №94,   разрешающие для обеспечения льготных категорий граждан, использующих жизненно необходимые лекарственные препараты,  при проведении тендерных закупок включение в отдельные лоты лекарственных препаратов,  как по международным непатентованным наименованиям, так и по торговым.   Или разрешить проведение торгов подобным образом,  для лотов с начальной (максимальная) ценой государственного или муниципального контракта (ценой лота),  не превышающей одного миллиона рублей.  Это  необходимо, чтобы предотвратить  угрозу для здоровья от поспешных действий при переводе пациентов на лечение с использованием российских лекарств-аналогов.

2. В настоящее время диабетики, разделены на две категории: федеральные и региональные льготники. Финансирование их лекарственного обеспечения производится из разных бюджетных источников, соответственно федерального и регионального. В этих источниках разные возможности бюджетного финансирования, разные списки предоставляемых льготно лекарств. Это приводит к неравным возможностям, например, в одной и той же аптеке федеральный льготник может получить назначенное лекарство, а региональный – не может его получить.

Обращаемся с просьбой о принятии нормативных актов  ( например, Закона о диабете), устраняющих деление больных с одним и тем же неизлечимым заболеванием на федеральных и региональных льготников.

3. В  региональных бюджетах, на лекарственное обеспечение региональных льготников-диабетиков обычно выделяется  норма ежемесячных расходов на одного человека около 300 рублей и меньше.  Этого  недостаточно для обеспечения полноценного лечения диабетическими препаратами с использованием средств самоконтроля, а также для лечения осложнений диабета всеми необходимыми препаратами в соответствии со стандартами лечения и  действующим Постановлением Правительства РФ №890.  Проводимые нами опросы показывают, что диабетики вынуждены докупать лекарства, ежемесячно тратя около  1000 рублей.

Так как финансовые возможности у регионов разные, а жизнь и здоровье диабетика во многом зависит именно от качества и обьема предоставляемых лекарств, в основном региональные льготники-пожилые люди, которые не могут приобретать лекарства за свой счет,  обращаемся с просьбой о принятии нормативных актов,  устанавливающих  регионам нижнюю границу обоснованной ежемесячной нормы средств на лекарственное обеспечение регионального льготника,   оптимально обеспечивающей  выполнение задач комплексного лечения в соответствии с действующими стандартами.

4. Одним из несовершенств ФЗ №122 является разрешение замены предоставления льгот   на денежную компенсацию. При  подготовке закона система лекарственного обеспечения задумывалась как система общего лекарственного страхования, и только неоднозначные оценки общества в последний момент привели к непродуманному включению поправки, разрешающей получение денежной компенсации взамен льгот. Эффективность задумываемой системы лекарственного обеспечения в ФЗ №122 была подтверждена в первый год его действия, когда  льготники еще не принимали решение о замене на денежную компенсацию. Было много денег, была проблема их эффективного расходования, организации лекарственного обеспечения.  В настоящее время на получении льгот осталось  до 30-40% федеральных льготников, которые, в том числе и диабетики, стали заложниками ситуации, при  которой резко уменьшилась общая масса денег на лекарственное обеспечение и санаторное лечение. Это привело к повсеместному ограничению лекарственного обеспечения диабетиков только  сахарорегулирующими препаратами, частично средствами самоконтроля для детей и молодежи, к полному отказу в обеспечении лекарствами для лечения осложнений сахарного диабета, а также к постоянно происходящему сокращению перечня препаратов, включенных в список льготного обеспечения.  Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с Налоговым кодексом запрещено дофинансирование  лекарственного обеспечения  федеральных льготников из местного бюджета.  В санаторном лечении это привело к резкому снижению числа закупаемых  санаторных путевок,  росту срока ожидания  получения путевок, сокращению срока пребывания в санатории до 18 суток с традиционных 24.

Обращаемся с просьбой о внесении поправки в ФЗ №122, отменяющей право замены получения льготных лекарств, санаторного лечения на денежную компенсацию. Одновременно просим внести поправки в Налоговый кодекс РФ, разрешающие регионам дофинансировать лекарственное обеспечение федеральных льготников.

5. В последнее время участились случаи  отказов в установлении инвалидности  вообще, случаи подтверждения инвалидности по сахарному диабету на очередной срок со снижением группы, в т.ч. и инвалидам детства. Это является, по нашему  мнению,  следствием желания создать иллюзорное представление о снижении инвалидизации населения, улучшении реабилитации инвалидов. Однако, сахарный диабет пока является неизлечимым заболеванием, отягощающимся с годами наступлениями различных  осложнений. Ранее, в 90-е годы, инвалидность устанавливалась автоматически с диагнозом «сахарный диабет 1 типа». Пока обеспечение диабетиков лекарствами, расходными материалами, средствами самоконтроля у нас в стране находится на недостаточном уровне. Хорошие результаты сохранения  здоровья у детей, молодежи, диабетиков, связаны в значительной мере с усилиями семей, самого больного, с расходованием личных денежных средств. Наличие инвалидности является мерой социальных гарантий и социальной поддержки этих усилий. С отказом в установлении инвалидности, снижением группы инвалидности возможности проявления таких усилий, дополняющих ограниченные возможности государственного медико-социального обеспечения, резко снижаются, а значит и снижаются возможности сохранения здоровья, что особенно актуально  для молодых людей с диабетом, стремящихся к социальной самореализации в обществе. Опросы показывают, что молодые люди  с диабетом практически всегда вынуждены скрывать свой диагноз при поступлении на работу,  не могут брать на работе дополнительные дни отдыха, отпуск для санаторного лечения, у них  отмечается повышенный уровень утомляемости. Таким образом, для них наличие инвалидности  является  минимальной социальной гарантией жизнеобеспечения при  низкой вероятности получить работу по профессии и высокой вероятности ее потерять.

Обращаемся с просьбой о принятии нормы, автоматически  устанавливающей группу инвалидности при диагнозе  «сахарного диабета 1 типа», особенно для детей и молодых людей с детства больных диабетом,  а также о внесении дополнений в Приложение к Правилам  признания лица инвалидом ( в редакции Постановления Правительства РФ от 7.04.2008, №247) и включении в перечень заболеваний, при которых инвалидность  без указания срока освидетельствования устанавливается гражданам не позднее двух  лет после первичного признания инвалидом.

У  детей  просим отменить переосвидетельствование после установления инвалидности до достижения  совершеннолетия.

Всего обращение поддержали представители  16 общественных организаций.

Южная межрегиональная диабетическая ассоциация, президент                                                                             М.П. Галичаев

Минусинская местная общественная организация «Объединение инвалидов-диабетиков»,

председатель правления                                                                                                                                                                     Е.В.Репина

Ростовская городская диабетическая общественная организация инвалидов

«ДиаДон», председатель правления                                                                                                                                          Л.А. Никитина

Сальская  диабетическая общественная организация инвалидов «Надежда»,

председатель правления                                                                                                                                                                  Т.Т. Доброслова

Новочеркасская городская детско-молодежная общественная организация инвалидов диабетиков

«НИКА», председатель правления                                                                                                                                            П.П.Колпак

Волгоградская региональная общественная благотворительная организация содействия

детям и молодежи с диабетом «Диабетическое содружество»,

председатель правления                                                                                                                                                               А.А. Нестеренко

Ростовская региональная общественная организация

инвалидов «Ростовское областное диабетическое общество»,

председатель президиума                                                                                                                                                           М.П. Галичаев

Ростовская городская диабетическая молодежная

организация инвалидов «Поиск», председатель правления                                                                                   М.Соболев

Шпаковская  районная организация

Ставропольской краевой организации ВОИ,

председатель                                                                                                                                                                                     С.С. Непомнящих

Шахтинская городская диабетическая

общественная организация инвалидов

и их представителей «РаДаР»,

председатель                                                                                                                                                                                   А.А.Пучков

Ростовская городская детская

диабетическая общественная организация

«Аист», председатель                                                                                                                                                                В.В.Сердюкова

Поддержали обращение и прислали подписи:

Ахтубинская общественная организация

инвалидов по сахарному диабету, председатель                                                                                                       Т.И. Попова

Региональное общественное обьединение

«Ставропольское диабетическое партнерство, сопредседатель Совета                                                    Е.П.Кардашина

Ставропольская краевая общественная

организация инвалидов «Дети инвалиды» председатель                                                                                   Р.Т.Баранова

Таганрогское диабетическое общество «Диабет»,председатель                                                                 Н.В.Фролова

Саратовская региональная общественная

организация инвалидов, больных сахарных диабетом, председатель                                                      Е.А.Рогаткина