Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Как создать общественную организацию » Целевое финансирование и устойчивость некоммерческих диабетических организаций

Целевое финансирование и устойчивость некоммерческих диабетических организаций


М.П.Галичаев, президент Южной межрегиональной диабетической ассоциации

В структуре диабетических общественных обьединений Юга России можно выделить:

— ассоциации специалистов-эндокринологов,

— общественные организации больных сахарным диабетом, межрегиональные ассоциации (ЮМДА), региональные, краевые и областные, городские, районные  (взрослые, молодежные, детские с участием родителей и после 12 лет самих детей), в т.ч.и их  филиалы и представительства; а также отделения российских обьединений (например, РДА), в других общественных организациях инвалидов (например в г. Ставрополе, Армавире);

—  фонды защиты прав БСД (например, в г. Волгодонске),

—  некоммерческие партнерства (например в г. Волгограде).

Причем деятельность ассоциаций врачей направлена на совершенствование их профессиональных возможностей, внедрение передовых технологий лечения с привлечением ресурсов от заинтересованных кампаний;

Деятельность же общественных обьединений БСД наряду с поддержкой внедрения современных технологий лечения направлена на всестороннее содействие улучшению качества жизни БСД, защиту их прав на получение высококачественного адекватного лечения, проведение социальных реабилитационных, адаптационных мероприятий, информационное обеспечение БСД, взаимодействие с органами власти. Правда среди них встречаются и те, кт, используя льготы, преследует  интересы развития личного бизнеса и получения личных доходов, не направляя их на  решение вышеперечисленных задач в интересах широкого круга членов организации ( это стало одной из причин отмены многих ранее предоставляемых льгот ООИ).

Некоммерческие партнерства это обьединения узкого круга лиц, пытающихся сочетать особенно на первых этапах интересы развития бизнеса в «диабете» и общественных гуманитарных акций для БСД, но затем неминуемо скатывающиеся на позиции просто бизнесинтересов.

Примеров деятельности фондов на Юге России немного, но их как правило характеризует отсутствие ответственности за результаты деятельности перед БСД, они подотчетны попечительскому совету. Теоретически возможна ситуация, когда попечительский совет сформирован  группой БСД с определенными финансовыми, социальными возможностями, реализующими мероприятия для БСД, посредством наемного исполнительного директората-администрации. Но пока таких долгосрочных схем и проявлений не наблюдается, хотя нельзя не отметить некоторые позитивные проявления на начальных этапах деятельности.

Таким образом наиболее долгосрочно приближенной к интересам БСД, подотчетными в своей деятельности самим БСД-членам НКО являются общественные организации инвалидов.

О них и пойдет речь дальше.

Для того, чтобы они решали поставленные задачи необходимо проводить социальные мероприятия, для проведения социальных мероприятий необходимы ресурсы и их администрирование. Для этого необходим наемный оплачиваемый персонал, как минимум, исполнительный директор и бухгалтер, либо на весь период деятельности, а устойчивая организация проводит обычно1-2 социальных мероприятий в месяц., либо на перитод проведения проектного социального мероприятия или программы или в сочетании этих двух видов стимулирования.. В настоящее время минимальные размеры оплаты труда , которые могут заинтересовать бухгалтера, а он при этом привлекается к работе на постоянной основе,  от 3 до 4 тысяч рублей. Если считать их примерно одинаковыми с исполнительным директором, то в год необходимо на зарплату 72-100 т.р, с учетом налогов в фронд соцстраха (14%) – 82-114 т.р.

Учитывая, что диабетические ООИ в подавляющем большинстве благотворительные организации, а значит от привлекаемых благотворительных целевых средств на проведение соцмероприятий могут тратить  только  до 20% от поступивших средств, добавив к фонду оплаты труда основных работников еще до 15% для расходолв на деятельность (телефон, канцтовары и т.п.) можно рассчитать необходимый размер всего бюджета устойчивой организации  около 575-650  т.р. в год. Сегодня у немногих диабетических НКО можно отметить такой уровень годового бюджета.

Если у НКО нет такого бюджета, она в этом случае использует бесплатный, волонтерский труд бухгалтера и исполнительного директора, который не может быть продолжительным, так как они тратят на организацию деятельности, мероприятий значительное время, усилия, а перед ними как правило стоит задача зарабатывания средств на жизнь.

При варианте  постоянной оплаты бухгалтера в пределах 3-4 т.р. в месяц и оплаты работы исполнительному директору в том же размере только на период выполнения социальных мероприятий, допустим в течение 6 месяцев, годовой фонд зарплаты их труда составит около 80т.р., а с учетом орграсходов (10-15%), административные расходы на деятельность составят около 95т.р. При этом в благотворительной организации общий обьем средств в течение года должен составить не менее 475 т.р. Что сегодня наблюдается только тоже у нескольких диабетических ООИ России.

При варианте общей волонтерской работе бухгалтера и исполнительного директора, что маловероятно в течение устойчиво длительного периода,  и их оплате в размере 3-4 т.р/мес только за администрирование проектных, целевых мероприятий в течение полугода. Административные и орграсходы составят около 50т.р. в год, а, значит, общий бюджет поступивших средств за год должен быть не менее 250 т.р.  Это уже реальный обьем бюджета социальной организации. Однако он требует определенных жертв со стороны персонала организации в сторону уменьшения притязаний на размер оплаты трудадо  1,5 -2 т.р. в месяц. Что делает маловероятным их устойчивую. Длительную работу в дееспособной организации.

Современный подход к отчетности и контролю за деятельностью организации со стороны органов юстиции (расширенные отчеты с вероятностью выездных комплексных проверок с привлечением различных органов финансового контроля), органов налогового контроля (усиливших контроль за деятельностью инвалидных НКО  после отмены для них основных налоговых льгот) только способствуют, усиливая ответственность персонала, предполагая его достаточную квалификацию и регулярность ведения документации, удорожанию стоимости оплаты их труда. А значит способствуют нарастанию нестабильности в организации устойчивой деятельности НКО.

Каковы же реальные возможности и источники пополнения бюджета диабетических НКО в настоящее время.
Среди различных возможных источников можно выделить следующие:
—     членские взносы, по нашему опыту составляют 2-3% от бюджета;

—                       РАЗОВАЯ ФИНАНСОВАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ      ПОМОЩЬ ОТ МАЛОГО И БИЗНЕСА, по нашему опыту в размерах  около 5 % от бюджета организации,

—                       РАЗОВАЯ ФИНАНСОВАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ОТ КРУПНОГО БИЗНЕСА, по нашему опыту в размерах  5-10 % от бюджета организации,

—                       РЕГУЛЯРНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ОТ МАЛОГО БИЗНЕСА,  по нашему опыту отсутствует,

—                       РЕГУЛЯРНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ОТ КРУПНОГО БИЗНЕСА, в основном это фармацевтические кампании,  по нашему опыту в размерах  50-80 % от бюджета организации,

—                       ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ЧЕРЕЗ СОВЕТЫ ДИРЕКТОРОВ предприятий города по нашему опыту отсутствует,

—                       СБОР ПОЖЕРТВОВАНИЙ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ предприятий и ОРГАНИЗАЦИй –партнеров по нашему опыту отсутствует,

—                       СКИДКИ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ БИЗНЕСОМ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ по нашему опыту производится в пределах 3-5% от стоимости лекарств, однако не имеет прямого отношения к формированию бюджета организации,

—                       ОПЛАТА БИЗНЕСОМ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ НКО эпизодически это делается (оплата аренды, транспорта) по нашему опыту достигает иногда 10%, особенно целесообразно переносить эти расходы по письму на бюджет фармфирм, заинтересованных в проведении наших конференций, информационных кампаний;,

—                       ВКЛЮЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НКО В ПРОГРАММЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ ПРИ БИЗНЕСЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИХ ПОД КЛЮЧ по нашему опыту наи конкурсной основе в кампании «ВИМ БИЛЬ ДАНН» получено в 2006 году на приобретение велосипедов около 10% от бюджета организации;

—                       ПОЛУЧЕНИЕ  СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ГРАНТОВЫЕ КОНКУРСЫ ОРГАНИЗУЕМЫЕ ФОНДОМ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА по нашему опыту в 2003 году в рамках муниципального гранта Администрации г. Ростова–на-Дону получено около 10% от нашего бюджета на проведение похода для детей,

—                       ПОЛУЧЕНИЕ  СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ГРАНТОВЫЕ КОНКУРСЫ ФИНАНСИРУЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ  ФОНДОМ, в последнее время такая возможность резко уменьшилась, зато нарастает обьем государственной поддержки через предоставление грантов на конкурсной основе;

—                       ПОЛУЧЕНИЕ  СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ГРАНТОВЫЕ КОНКУРСЫ ОРГАНИЗУЕМЫЕ  МЕСТНОЙ ВЛАСТЬЮ:

—                       МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ГРАНТ, по нашему опыту в размерах  3-5 % от бюджета организации,

—                       СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ, по нашему опыту отсутствует,

—                       КОМИТЕТЫ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, опыта нет, но возможность ежегодно участвовать и на конкурсной основе получать такие гранты от городской и областной Администрациях в размере до 15-30% есть;

—                       СПОРТКОМИТЕТЫ, возможность получения в малых размерах на проведение физкультурно-спортивной работы с детьми-инвалидами есть, но опыта нет;

—                       ПОЛУЧЕНИЕ  СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ГРАНТОВЫЕ КОНКУРСЫ ОРГАНИЗУЕМЫЕ

—                       ГОСУДАРСТВОМ. В т.ч через ОПРФ: опыт есть при выделении сумм в пределах 200-400т.р. доля в бюджете организации составляет 65-80%; но это на пионерские, развивающие деятельность проекты; но есть возможность участия с различными проектами в пределах сумм 150-200т.р.. При этом не одобряется грантодателями расходы на оплату персонала организации. Например, конкурс в 2007 году через фонд «Лига здоровья нации».

—                       Министерством здравоохранения, опыта и информации не имеем;

—                       Министерством труда и социального развития: опыта нет;

—                       СБОР ПОЖЕРТВОВАНИЙ ОТ ЧАСТНЫХ ЛИЦ,  опыта и информации не имеем; хотя за границей такая практика распространена,  но она требует ответственного волонтерского участия достаточно большого числа лиц;

—                        ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ, в благотворительных организациях не приветствуется, отвлекает от деятельности, при небольших доходах, как правило привлекает внимание налоговых органов, (больше хлопот, чем дохода)

—                        ДОХОДЫ ОТ УЧРЕЖДЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,  по нашему опыту  при нынешнем ограниченном уровне налоговых льгот для предприятий, непривлекательно для желающих использовать такой механизм для развития личного бизнеса, объем таких предприятий резко уменьшился при ВОИ, при наших попытках трижды организовать такую деятельность, ни одно из учрежденных предприятий не получило развитие; деятельность предприятий требует специального контроля за доходами, что не приветствуется ни одним предпринимателем,

—                       ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В НАТУРАЛЬНОМ ВИДЕ, не имеет прямого отношения к формированию бюджета  организации на проведение социальных мероприятий,

—                       ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ЗАВЕЩАНИЮ, нет ни одного примера получения имущества

Таким образом наиболее реальными стабильными источниками формирования  бюджета являются: РЕГУЛЯРНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ОТ КРУПНОГО БИЗНЕСА, в основном это фармацевтические кампании,  50-80 % от бюджета организации; ВКЛЮЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НКО В ПРОГРАММЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ ПРИ БИЗНЕСЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИХ ПОД КЛЮЧ около 10% и более от бюджета организации; ПОЛУЧЕНИЕ  СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ГРАНТОВЫЕ КОНКУРСЫ,  ОРГАНИЗУЕМЫЕ  ГОСУДАРСТВОМ. В т.ч через ОПРФ: опыт есть при выделении сумм в пределах 200-400т.р. доля в бюджете организации составляет 65-80%;; ОПЛАТА БИЗНЕСОМ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ НКО (оплата аренды, транспорта) до  10%, ПОЛУЧЕНИЕ  СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ГРАНТОВЫЕ КОНКУРСЫ ОРГАНИЗУЕМЫЕ  КОМИТЕами ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ  ( до 15-30% бюджета). РАЗОВАЯ ФИНАНСОВАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ от крупного и МАЛОГО И БИЗНЕСА, до 15 % от бюджета организации. Диабетические НКО обречены развивать и поддерживать грантовую конкурсную активность для обеспечения устойчивости деятельности.

Желательно, чтобы пожертвования поступали с формулировкой  «на уставную деятельность», тогда можно больший процент, чем 20%, направлять на оплату персонала организации, административные расходы, однако обычно фирмы просто на уставную деятельность средства не выделяют, в основном на конкретные социальные мероприятия, а значит это целевое финансирование.

Логика оформления и отчетности по представляемым  целевым финансовым ресурсам полностью соответствует  технологии предоставления и отчетности по полученным  грантовым средствам.

  1. Мероприятие и его ориентировочная смет, на которое запрашивается поддержка обязательно должно быть отражено в годовом плане организации, утвержденном президиумом, правлением организации.
  2. Составляется проектное предложение, письмо-обращение с отражением целей, задач, места проведения, числа участников, сроков проведения, ожидаемых результатов, запрашиваемые средства. При участии в корпоративном конкурсе и других оформляется проект в соответствии с разработанным положением и рекомендациями по оформлению заявки.
  3. При принятии решения  о поддержке и перечислении средств: цели финансирования обычно отражаются в платежном поручении со ссылкой на письмо обращение, а значит на цели поддержки, указанные в этом обращении.

Сейчас все больше развивается практика предоставления пожертвования по договору пожертвования на проведение одного и ли нескольких социальных мероприятий (Ново Нордиск, Эли Лили, Джонсон и Джонсон).

  1. На проведение мероприятия желательно пригласить спонсора, отразить его проведение в СМИ, в т.ч. в газете «Диабет и жизнь»,
  2. Проведение мероприятия оформляется: программой, оформляется список участников с указанием. адресов, телефонов, оформляется уточненная смета мероприятия.
  3. Оформляются договора-контракты на приглашаемых для проведения проекта специалистов, договора с волонтерами.

7. Отдельно ведется бухучет по расходованию средств на проведение мероприятия, в т.ч и с отражением расходов от каждого спонсора, если  их несколько.

8. Спонсору, жертвователю предоставляется описательный отчет о проведении мероприятия, с соотнесением полученных результатов в письме-обращении, а также краткий финансовый отчет с приложением копий расходных финансовых документов. К описательному отчету прилагаются фотоматериалы, публикации в СМИ и т.п.

9. Рекомендуется в смете любого мероприятия предусматривать расходы на фотоматериалы.

10. По окончанию мероприятия на ближайшем заседании либо на годовом итоговом необходимо утвердить окончательную смету расходов по его проведению и итоги мероприятия.