Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Газета "Диабет и Жизнь" » 2009 » Послание президента Российской Федерации и российские лекарственные препараты

Послание президента Российской Федерации и российские лекарственные препараты

27 ноября 2009 года состоялось совместное заседание Консультативного совета общественных и политических организаций при Главе Администрации (Губернаторе) области и «круглого стола» при Законодательном Собрании Ростовской области. В заседании приняли участие руководители и представители руководства всех политических партий, наиболее крупных общественных объединений, действующих в Ростовской области. Заседание было посвящено обсуждению Послания Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ и роли в связи с этим институтов гражданского общества в реализации его положений.

В заседании принял участие президент Ростовского областного диабетического общества, Южной межрегиональной диабетической ассоциации Галичаев М.П. В своем выступлении он представил участникам заседания позицию диабетических общественных организаций инвалидов в части поддержки Послания, касающейся лекарственного обеспечения.

При изложении мнения общественных организаций инвалидов он исходил из основных положений Послания. В частности, в Послании обозначено намерение развивать медтехнику, технологии и фармацевтику, желание обеспечить качественными и доступными лекарствами для лечения заболеваний, в первую очередь тех, что являются наиболее распространенными причинами потери здоровья и смертности. Отмечено, что Правительство определилось с перечнем стратегически значимых лекарств, производство которых необходимо наладить в России, выделены наиболее важные для налаживания в России производства лекарства, дорогие, для лечения сердечно-сосудистых патологий, онкозаболеваний, и лекарства для лечения распространенных заболеваний, например, простуды и гриппа.

В Послании прямо связаны организация производства российских лекарственных препаратов и соответствие их требованиям высокого качества, конкурентоспособности на мировом, а значит и на российском рынке, с аналогичными передовыми препаратами, для этого обозначена необходимость развития партнерства с ведущими зарубежными разработчиками и производителями, определена и необходимость организации в России собственных передовых исследований в медицинской сфере.

Четко определена и поэтапность постепенного замещения отечественными лекарствами импортных лекарств: через 5 лет – четверть лекарств, а к 2020 году – более половины всех препаратов.

То есть, определена именно стратегия, основанная на последовательном изменении ситуации на рынке лекарств, создании фактически заново российской фарминдустрии, включающей в себя производство лекарств из российской субстанции, организацию прикладных исследований по развитию как новых современных лекарств, так и технологий их производства, при обеспечении восприимчивости, гибкости фармпроизводства к выпуску новых, реализующих передовые технологии лечения, а значит, конкурентоспособных, лекарств.

В первую очередь, Галичаев М.П. выразил полную солидарность диабетических общественных организаций инвалидов с основными положениями Послания.

Вместе с тем, изложил основные положения отправленного в Правительство России Обращения диабетических организаций, отметил, что пока российские производители лекарств, в случае инсулинов, ограничиваются установкой технологической импортной линии и налаживанием производства только ограниченного числа видов инсулина из импортной субстанции по технологиям, также импортируемым из стран, в которых сами эти инсулины занимают лишь незначительную часть в общем объеме потребления, а остальную часть занимают уже зарекомендовавшие себя инсулины, производимые мировыми лидерами, организующими производство лекарств именно в полном соответствии с позицией Послания на уровне фарминдустрии, т.е. в сочетании развития производства с развитием научных исследований, постоянным совершенствованием технологии производства, внедрением выпуска новых передовых лекарств, отвечающих требованиям передовых технологий лечения диабета.

Однако уже сейчас этими новыми, разлитыми в России инсулинами, уже под видом «российских» и под лозунгом патриотизма и национальной лекарственной безопасности, их отечественные производители пытаются выдавить в России инсулины мировых лидеров с рынка нерыночными методами, претендуя, путем принудительного перевода больных сахарным диабетом на свои инсулины, на достижение уровня потребления этих «российских инсулинов» сразу до 25 и более процентов. Эта принудительность неприемлема, качество новых инсулинов должно быть подтверждено длительным использованием в лечении. Здесь диабетические организации абсолютно солидарны с отмеченной в Послании Президента РФ поэтапностью, т.е. достижением уровня российских лекарств 25% только через 5 лет, а для инсулинов это могут быть еще меньшие показатели 7-10%. с постепенным занятием своего достойного места в общем объеме потребления в полном соответствии с ценой, качеством и ассортиментом. Мы сторонники организации производства российских инсулинов в полном технологическом цикле, в т.ч из российской субстанции, но за осторожное их включение в практику лечения за счет назначения вновь заболевшим.

Послание утвердило нас в справедливости изложенной в Обращении к Правительству РФ схемы поэтапного, без принуждения, перевода больных сахарным диабетом, осторожного внедрения этих видов новых инсулинов, выпускаемых российскими производителями.

Отношение к кажущейся относительной простоте налаживания в России производства инсулина из импортной субстанции изменяется, как только к нему могут быть предъявлены требовании, изложенные в Послании. По-видимому, и цена инсулина будет другой, поскольку в его стоимость будет включена стоимость организации фарминдустрии производства инсулина по принципам, отвечающим Посланию Президента РФ. Без этих серьезных шагов нас ожидает отставание в реализации передовых технологий лечения сахарного диабета, использование устаревших форм инсулина. Поэтому без партнерского участия передовых лидеров производства инсулинов по всей видимости не обойтись, тенденция к этому уже обозначилась на примере производителя ЗАО «Биотон-Восток». Уже известно о проведенных переговорах по продаже производства одному из мировых лидеров производства инсулинов, компании «Санофи Авентис», с последующим налаживанием выпуска инсулинов этой компании.

Характерным примером отношения к развитию своей продукции, подтверждающим наши опасения, являются российские производители глюкометра «Сателлит». Этот, в самом деле, полностью российский глюкометр более или менее соответствовал современным образцам глюкометров в 90-е годы, и при доступной цене на тест-полоски был вполне конкурентоспособен. Но за 15 лет производителем сделано очень мало в отношении его совершенствования. Если их конкуренты, зарубежные производители за этот период уже выпустили 3-5 модификаций все более усовершенствованных приборов и тест-полосок, то глюкометр «Сателлит» только 1 раз был незначительно усовершенствован. Не налажено сервисное обслуживание этих глюкометров в регионах России. Т.е производитель идет по пути минимизации цены, за счет уменьшения расходов на совершенствование прибора, технологии его производства, расходов по сервисному сопровождению своей продукции, отставая при этом в качестве прибора. Вместе с тем сегодня его производители позиционируют глюкометр, как российский, а значит имеющий, уже поэтому, по их мнению, конкурентное преимущество.

Заслушав и обсудив выступление Галичаева М.П., участники заседания приняли решение поддержать ранее направленное диабетическими организациями Ростовской области и Юга России в Правительство РФ обращение по поводу внедрения в практику производимых в России из импортной субстанции инсулинов.

Александр Жбанников


* * *

ОБРАЩЕНИЕ

участников совещания представителей общественных организаций Юга России, работающих в интересах больных сахарным диабетом

19 сентября 2009г. г. Ростов-на-Дону

В связи с поступлением настойчивых предложений от, якобы, российских производителей о закупках в больших объемах для лечения больных сахарным диабетом в регионах Юга России новых «российских» видов инсулинов участники совещания обращаются к Правительству РФ, руководителям здравоохранения, считают необходимым изложить позицию общественных организаций пациентов и обратить внимание на следующее:

1. Полностью солидарны с позицией Президента РФ, Правительства РФ об обеспечении национальной лекарственной безопасности, проявлении патриотизма и поддержке отечественных производителей лекарственных препаратов. Диабетические организации Юга России уже однажды подтвердили зрелость своего патриотизма и солидарности с Правительством РФ, в 2008 году они первыми из всех общественных организаций России и общественных Палат регионов России направили в Общественную палату РФ письмо с поддержкой действий Правительства РФ в Южно-Осетинском конфликте.

2. Патриотизм, лекарственная национальная безопасность при обеспечении здоровья граждан заключаются не только в том, чтобы лечить их обязательно российскими препаратами, а, что важнее, для успешного лечения, продления жизни, в использовании высококачественных, современных препаратов независимо от страны-изготовителя.

3. В России нет отечественных, «российских» инсулинов, произведенных в России в полном технологическом обьеме, начиная от субстанции до расфасовки. Это относится к «Гансулинам» (из китайской субстанции), «Генсулинам» (ЗАО «Биотон Восток», из польской субстанции), Биосулинам (Уфа, «Фармстандарт» – голландская субстанция), инсулинам фирмы «Брынцалов» и пр. Пока есть только небольшие лабораторные партии произведенного в России «Ринсулина», но эти работы еще далеки от достижения уровня современных высоких стандартов. Таким образом, не отличаясь, в т.ч. существенно, и по цене, от уже используемых в практике, зарекомендовавших себя высоким качеством при длительном использовании инсулинов фирм «Ново Нордиск», «Эли Лили», «Авентис», эти инсулины не обеспечивают декларируемую их производителями национальную лекарственную безопасность по этой группе препаратов.

Более того, новые препараты часто заявляются, как превосходящие или равные по качеству отмеченным выше инсулинам, однако в самих странах, обладающих патентом на его изготовление, обычно они занимают незначительную долю от общего обьема потребляемых инсулинов. Так, «гансулины» занимают в Китае долю в несколько процен-тов, «генсулины» – в Польше долю около 15%. В остальном обьеме обычно используются три названных вида инсулина фирм «Ново Нордиск», «Эли Лили», «Авентис».

Опыт показывает, что обычно на начальном этапе новые инсулины заявляются по более низкой цене, которая затем сравнивается с ценами аналогичных инсулинов (опыт предложений инсулинов Майкопского производства, брынцаловских инсулинов). Мы считаем, что стоимость используемого инсулина в лечении больного сахарным диабетом не является определяющим его выбор фактором, так как лечение осложнений диабета, возникших вследствие использования инсулинов с более низкими показателями требует значительных государственных затрат, намного превышающих стоимость заместительной инсулинотерапии с использованием современных инсулинов, в т.ч. аналогов.

4. Поводы для острожного отношения к новым инсулинам, разливаемым в России из ввозимой субстанции, к сожалении, дают и сами производители. Нестабильность намерений новых производителей «российского инсулина» связана с попытками фальсификации: Майкопский инсулин, инсулины фирмы «Брынцалов» (у пациентов, которым он назначался, ухудшалась компенсация диабета); в 2009 году, скоропалительные заявления ЗАО «Биотон Восток» (генсулин) о готовности удовлетворить все потребности России в инсулине в короткие сроки заменяются таким же резким уходом с рынка. При всем уважении к китайским инсулинам (гансулин), они занимают в самом Китае только несколько процентов от общей потребности в инсулинах; российский инсулин «ринсулин» выпускаться начал почему-то только во флаконах при общей тенденции перевода на введение инсулина с использованием шприц ручек, слабо поддерживается развитие его производства.

5. Поэтому необходимо обеспечить поэтапное осторожное внедрение новых видов инсулинов, и только после подтверждения их высокого качества в течение нескольких лет. Минздравсоцразвития РФ должен обеспечить регулярный постсертификационный контроль качества новых инсулинов. При этом по нашему твердому убеждению должны выдерживаться следующие условия:

— неприемлемость принудительного навязывания их пациентам, уже использующим инсулин, обеспечивающий хорошую компенсацию диабета;

— исполнение приказа Минздравсоцразвития РФ №110 от 12.02.07 г. в т.ч. об исполнении лекарственных заявок в соответствии с указанными в них фирменными названиями лекарств, принимая во внимание, в первую очередь, медицинские показания к применению лекарственного средства и рекомендации врачей. Не допускать навязывания новых, неизвестных пациенту инсулинов.

— поэтапное внедрение новых инсулинов в практику лечения больных сахарным диабетом в регионе, означающее: первоначальное апробирование в условиях стационара на группе больных сахарным диабетом, затем на первых этапах назначение их только больным, которым впервые назначен инсулин (это около 1% от общего объема инсулина в регионе). Одновременно необходимо проводить длительный мониторинг качества компенсации диабета, подтверждающий высокую эффективность действия инсулина.

— отдавать предпочтение инсулинам, отвечающим современным тенденциям в техно-логии качественного лечения больных сахарным диабетом, например аналогам инсулина.

Таким образом, логика включения новых видов инсулинов в перечень закупаемых диа-бетических препаратов с учетом вышеотмеченных принципов может осуществляться в сле-дующей последовательности: обьем этих инсулинов в общем обьеме инсулинов может сос-тавлять в первый год до 1 %, в дальнейшем при подтверждении качества за счет назначе-ния вновь заболевшим пациентам достигнуть нескольких процентов в течение 3-5 лет и далее занимать достойное место в общем обьеме в соответствии с ценой и качеством.

6. Аналогичная позиция отношения к новым видам инсулинов была сформулирована в мае 2007 года в нашем обращении к Президенту Российской Федерации, Правительству, Государственной Думе, Совету Федерации, Полномочному Представителю Президента в Южном федеральном округе, Общественной палате Российской Федерации, – участников конференции в г. Ростове-на-Дону «Современные возможности медико-социального обеспечения, реабилитации и социальной адаптации людей с сахарным диабетом на Юге России. Роль общественных организаций в улучшении качества их жизни», проводимой при поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе.

Участники совещания обращаются к Правительству РФ, руководителям здравоохранения с просьбой учитывать изложенное выше мнение общественных организаций пациентов при принятии решений о увеличении доли российских лекарственных препаратов в лечении больных сахарным диабетом, особенно диабетических, жизненно необходимых, используемых ежедневно, поэтому отвечающих требованиям к высокому гарантированному качеству.

Всего представители 12 общественных организаций пациентов:

Президент Южной межрегиональной диабетической ассоциации М.П. Галичаев

Ростовская городская диабетическая общественная организация инвалидов «ДиаДон» Л.А. Никитина

Ахтубинская общественная организация инвалидов по сахарному диабету Т.И. Попова

Сальская общественная диабетическая общественная организация инвалидов «Надежда» Т.Т. Доброслова

Калмыцкое региональное отделение Общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственным развитием П.П.Чавычалов

Калужская региональная общественная организация инвалидов «Обнинское диабетическое общество» Т.Е. Черевань

Волгоградская региональная общественная благотворительная организация содействия детям и молодежи с диабетом «Диабетическое содружество» А.А. Нестеренко

Красногвардейская районная организация Ставропольской краевой организации ВОИ В.В. Жебрак

Ростовская региональная общественная организация инвалидов «Ростовское областное диабетическое общество» М.П. Галичаев

Ростовская городская диабетическая молодежная организация инвалидов «Поиск» А.С. Жбанников

Ростовская городская детская диабетическая Общественная организация «Аист» В.В. Сердюкова

* * *

Обращение было направлено в Правительство Российской РФ для получения разъяснения по поставленным вопросам.

В ответ было получено два письма из Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации за № 247487-25-3 от 14 декабря 2009 г. и № 25-3/10/1-7156 от 21 декабря 2009 г., в которых, в целом, подтверждаются основные положения Обращения общественных диабетических организаций Южного федерального округа.

А именно, неприемлемость принудительного перевода больных сахарным диабетом с зарекомендовавших себя на аналогичные российские инсулины, так как при одинаковом действующем веществе показатели фармакокинетики и фармакодинамики конкретных препаратов могут быть различны.

При этом, аналогичные по фармакокинетике и фармакодинамике средства не обязательно будут являться терапевтически эквивалентными.

Это соответствует подходам, принятым в экономически развитых странах, например в Европейском Союзе, данные положения закреплены в Директиве 2001/83/ЕС «Кодекс Сообщества о лекарственных препаратах для человека», которая обеспечивает допуск на европейский рынок препаратов-дженериков (А10).

* * *

ЮЖНАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИАБЕТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

344010, г. Ростов-на-Дону, пр.Буденновска 23 , тел: (863-2) 2431550, сот. 89185818101,

E.mail: dia-don @mail.ru , исх. № 54 «22 » октября 2009 г.

Министру

здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

ГОЛИКОВОЙ Т.А.

Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Выражая полную солидарность с позицией Президента РФ, Правительства РФ в обеспечении национальной лекарственной безопасности, проявлении патриотизма и поддержке отечественных производителей лекарственных препаратов, тем не менее, просим Вас, в связи с намерениями увеличения доли отечественных лекарственных препаратов в госзакупках при принятии соответствующих решений, проявить осторожность в отношении закупок диабетических препаратов, в частности инсулинов. Их производство в полном технологическом цикле, от субстанции до инсулина, пока в России отсутствует. Однако российские фирмы, использующие ввозимую из-за границы субстанцию, позиционируют изготавливаемые из нее инсулины, как «российские», по сути таковыми не являющиеся, что приводит к подмене понятий и дезориентирует принятие решений о закупках инсулина. Эти новые инсулины таким образом не имеют предпочтений в сравнении с уже используемыми и зарекомендовавшими себя импортными, высококачественными, проверенными практикой длительного лечения инсулинами известных фирм. Поэтому мы не видим объективных причин для перевода больных сахарным диабетом в срочном порядке на эти новые виды инсулинов.

Надеемся, что, благодаря поддержке Правительства РФ, в России появится в скором времени собственный, изготовленный из собственной субстанции, отвечающий современным стандартам лечения российский инсулин.

В связи с этим, направляем Вам принятое диабетическими организациями больных сахарным диабетом Обращение с просьбой учитывать изложенное в нем мнение общественных организаций пациентов при принятии решений, касающихся увеличения доли отечественных диабетических лекарственных препаратов, к которым должны предъявляться повышенные требования к гарантированному качеству, поскольку они жизненно необходимы и используются в лечении ежедневно на протяжении всей жизни больного.

Президент Южной межрегиональной диабетической ассоциации М.П. Галичаев

* * *

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минздравсоцразвития России)

Рахмановский пер., 3, г. Москва, ГСП-4, 127994

тел: 628-44-53, факс: 628-50-58

14.12.2009 № 247487-25-3

Президенту Южной межрегиональной

диабетической ассоциации

М.П. Галичаеву

Уважаемый Михаил Павлович!

Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники, рассмотрев Ваше обращение по вопросу учета особенностей диабетических лекарственных средств при повышении доли отечественных инсулинов на фармацевтическом рынке Российской Федерации, сообщает следующее.

Минздравсоцразвития России во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет ряд мер совместно с Минпромторгом России по поддержке отечественных разработчиков и производителей лекарственных средств, в том числе в рамках реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что основным аспектом выбора между оригинальным препаратом и дженериком является фармацевтическая, фармакокинетическая и терапевтическая эквивалентность.

Согласно экспертным оценкам препараты ряда инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы. Согласно рекомендации И.И. Дедова – главного специалиста эндокринолога Минздравсоцразвития России, директора ФГУ Эндокринологического научного центра, академика РАН и РАМН, одновременное использование у одного и того же пациента инсулинов разных производителей не рекомендуется. Перевод пациента с препаратов инсулина одного производителя па аналогичные препараты другого может сопровождаться ухудшением течения диабета и снижением качества жизни больного.

Аналогичные подходы приняты в экономически развитых странах, например в Европейском Союзе, данные положения закреплены в Директиве 2001/83/ЕС «Кодекс Сообщества о лекарственных препаратах для человека», которая обеспечивает допуск на европейский рынок препаратов-дженериков (А10). Фармацевтическая компания, подающая заявку в национальные или центральный регуляторный орган ЕС на получение торговой лицензии, должна предоставить доказательства, что препарат является эквивалентным соответствующему препарату сравнения.

Также сообщаем, что в настоящее время в Российской Федерации уже существуют отечественные предприятия, производящие инсулины для лечения сахарного диабета в полном цикле от субстанции до готового лекарственного средства, отвечающие всем международным требованиям и установленным стандартам качества, эффективности и безопасности производства лекарственных средств, такие как Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, однако доля и объёмы производства данной продукции невелики.

При увеличении ассортимента и объема производства отечественных инсулинов, не уступающих по уровню качества зарубежным препаратам, они будут внедряться в практическое здравоохранение с учетом интересов пациентов.

С уважением,

Директор Департамента Д.О. Михайлова

* * *

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минздравсоцразвития России)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

Рахмановский пер., 3, г. Москва, ГСП-4, 127994

тел: 628-44-53, факс: 628-50-58

21 декабря 2009 № 25-3/10/1-7156

На № 55 от 22.10.2009

О производстве российских

препаратов инсулина

Президенту Южной межрегиональной

диабетической ассоциации

М.П. Галичаеву

Буденновский пр., д. 23,

г. Ростов-на-Дону, 344010

Уважаемый Михаил Павлович!

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рассмотрев Ваше обращение о производстве и внедрении в широкую практику российских препаратов инсулина, сообщает следующее.

Сахарный диабет является одной из важнейших проблем современной медицины. Несмотря на чрезвычайно высокую распространенность диабета, заболеваемость данной патологией продолжает возрастать и приобретает угрожающие масштабы. В настоящее время в мире насчитывается около 200 млн. больных, и с каждым годом их число неуклонно увеличивается. Согласно прогнозам ВОЗ, к 2030 г. общее число больных превысит 360 млн.

В Российской Федерации на сегодняшний день зарегистрировано более 2 млн. больных диабетом. Рост заболеваемости, высокая частота и тяжесть осложнений, обуславливает высокую социальную значимость данной проблематики для государства.

Сахарный диабет относится к патологическим состояниям, которые требуют длительной, пожизненной терапии.

Большая часть терапии проводится самими пациентами, которые обязаны взять на себя ответственность за состояние своего здоровья. Поэтому успех подобного лечения напрямую зависит от того, насколько больные ориентированы в своем заболевании, обучены постоянному самоконтролю и владеют навыками применения лекарственных средств.

Приведенный комплекс проблем обусловливает высокую социальную значимость сахарного диабета и требует государственного участия на всех этапах медицинского и лекарственного обеспечения больных диабетом, а также при разработке и реализации национальных программ и мероприятий по борьбе с диабетом.

Основные цели реализации таких программ направлены на снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Российской Федерации от сахарного диабета и его осложнений, повышение продолжительности и улучшение жизни больных сахарным диабетом.

Бесперебойное снабжение современными и безопасными лекарственными препаратами инсулина является главным фактором, определяющим качество и продолжительность жизни больных.

В настоящее время в лечении диабета применяются различные препараты человеческого инсулина. Известно, что больные диабетом, получавшие лечение в течение длительного времени препаратами одного и того же производителя, при хорошей переносимости и эффективности, не всегда благополучно переносят смену препарата.
Важно отметить, что основным аспектом выбора препаратов инсулина является фармацевтическая, фармакокинетическая и, особенно, терапевтическая эффективность. Терапевтическая эквивалентность является основным требованием взаимозаменяемости лекарственных препаратов. При одинаковом действующем веществе показатели фармакокинетики и фармакодинамики конкретных препаратов могут быть различны. При этом фармацевтически и фармакокинетически эквивалентные лекарственные средства не обязательно будут являться терапевтически эквивалентными.

Данное положение подтверждается методическими рекомендациями «Новые возможности компенсации сахарного диабета типа 1 и профилактики его сосудистых осложнений» (Дедов И.И., Балаболкин М.И., М., 2003), согласно которым одновременное использование у одного и того же пациента инсулинов разных производителей не рекомендуется. Перевод пациента с препаратов инсулина одного производителя на аналогичные препараты другого может сопровождаться ухудшением течения диабета и снижением качества жизни больного. Автором рекомендаций является Дедов И.И. главный специалист эндокринолог Минздравсоцразвития России, директор ФГУ «Эндокринологический научный центр», академик РАН и РАМН.

Вместе с тем, в целях обеспечения стратегической безопасности Российской Федерации, целесообразно стимулирование развития производства отечественных препаратов инсулина. При этом внедрение новых видов российского инсулина в широкую врачебную практику требует внимательного и всестороннего рассмотрения терапевтической эквивалентности и эффективности новых наименований лекарственных препаратов. Современные инсулины должны иметь доказанную эффективность и безопасность.

Переход на российские препараты инсулина возможен только после всестороннего исследования фармакологических и терапевтических свойств предлагаемых аналогов. Процесс перехода должен учитывать и защищать права и интересы каждого пациента.

В.И. Скворцова

* * *

Письма с просьбой о поддержке нашего Обращения и инициировании его рассмотрения на заседании Общественного Совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития были направлены его членам от диабетических организаций Шипулиной М.Г., Густовой Э.В. и Семеновой А.Ю.. Поднимая вопрос о единстве и взаимной поддержке в диабетическом общественном движении России, отметим, что, в отличие от отклика Минздравсоцразвития России, мы не получили никаких ответов, а тем более не увидели никаких действий от наших диабетических партнеров по проблеме.