Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Газета "Диабет и Жизнь" » 2013 » Ростовская Область – кластер Социального Партнерства в здравоохранении

Ростовская Область – кластер Социального Партнерства в здравоохранении

Два дня, 8 и 9 ноября, в донской столице работал Всероссийский форум «Социальное партнёрство — эффективная модель профилактики и лечения социально значимых заболеваний». В

Ростов-на-Дону съехались посланцы из 42 регионов России, от Хабаровска до Калининграда, — представители исполнительной и законодательной власти, руководители департаментов и министерств здравоохранения, диабетических пациентских организаций, ведущие специалисты страны по социально значимым заболеваниям, эндокринологии, общественные деятели.

Организаторами форума выступили Правительство, Министерство здравоохранения Ростовской области и Южная межрегиональная диабетическая ассоциация. Со-председателями форума были: Голубев Василий Юрьевич, Губернатор Ростовской области; Яковлева Татьяна Владимировна, Заместитель министра здравоохранения Российской Федерации; Бокерия Лео

Антонович, Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма, Президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»; Быковская Татьяна Юрьевна, Министр здравоохранения Ростовской области. В составе Оргкомитета активное участие принимали: Смирнов Сергей Витальевич, председатель Комитета по здравоохранению и фармацевтике ассоциации Европейского бизнеса, вице-президент компании «Ново Нордиск» в России и странах СНГ»; Аметов Александр Сергеевич, со-президент Российской диабетической федерации, заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии ГБУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», со-президент Российской диабетической федерации; Бова Елена Викторовна, главный эндокринолог министерства здравоохранения Ростовской области, Заслуженный врач РФ; Густова Эльвира Васильевна, со-президент Российской диабетической федерации, президент МООИ «Московская диабетическая ассоциация», контактная персона IDF в РФ; Галичаев Михаил Павлович, президент РРООИ «Ростовское областное диабетическое общество», Южной межрегиональной диабетической ассоциации; Бойцов Сергей Анатольевич, директор ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ, главный специалист Минздрава России. К сожалению, представители Российской диабетической ассоциации (президент, В. А. Петеркова) отказались принимать участие в организации проведения форума.

Основной целью Форума было: Обобщить на примере одного из социально значимых заболеваний — сахарного диабета опыт эффективного социального партнерства в системе здравоохранения, многолетнего сотрудничества с диабетическими общественными организациями пациентов и выработать рекомендации по обьединению усилий органов власти, некоммерческих неправительственных организаций, социально-ответственного бизнеса, средств массовой информации в сфере охраны здоровья населения.

Место проведения всероссийского форума было выбрано не случайно: на общественных слушаниях в 2012 году комиссии Общественной палаты России по охране здоровья нации, развитию спорта и туризма, посвященных профилактике и перспективам борьбы с сахарным диабетом, модель социального партнерства, выработанная в Ростовской области, была предложена российским регионам в качестве эффективной системы противостояния социально значимым заболеваниям.

Заместитель губернатора Сергей Борисович Бондарев отметил в своем выступлении на форуме: «Объединение усилий в борьбе за жизнь людей с сахарным диабетом, за ее продолжительность и полноценность началось в Ростовской области уже в начале 90-х годов. Взаимодействие медиков, диабетической общественности, бизнеса сразу нашло поддержку исполнительной власти. С 1995 года на Дону отмечается Всемирный день борьбы с диабетом, превратившийся с годами в развернутую комплексную программу медико-социальных, спортивных, информационно-образовательных мероприятий, утверждаемых правительством области и проводимых во всех территориях области. А обьединяющей донских врачей и больных точкой зрения в лечении и профилактике диабета является твердая установка на использование для лечения высококачественных препаратов инсулина и сахароснижающих лекарств, проведение постоянного контроля уровня сахара в крови. Результативность взаимодействия медиков и диабетической общественности имеет вполне конкретные проявления: в нашей области уже есть рекордсмены даже по международным меркам, ведущие социально активную жизнь с диабетом не одно десятилетие, — отметила министр здравоохранения области Татьяна Быковская. Средняя продолжительность жизни людей с диабетом составляет 71,3 года. Более десяти лет не наблюдается тяжелый синдром Мориака, то есть молодые люди, диабетики с детства, становясь взрослыми, могут и имеют семьи, детей».

Потенциал эндокринологической службы Дона достаточно высок: область располагает двумя эндокринологическими центрами, шестью стационарными специализированными отделениями, оснащенными современным оборудованием. Объём средств бюджета области, предусмотренных на лечение и лекарственное обеспечение больных, неуклонно возрастает. Впервые в России в Ростовской области заработал мобильный диабет-центр.

Передвижной модуль максимально приблизил специализированную эндокринологическую помощь к нуждающимся в ней в самых отдаленных территориях области.

Украшением форума стало награждение жителя Ростовской области, Козявина В. Г., медалью Джослина «50 лет с диабетом».

В холле конференц-зала были представлены стенды диабетических обществ.

В пленарных выступлениях в первый день были представлены доклады: Кононова Н. В., вице-президента Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»; Т. Ю. Быковской, министра здравоохранения Ростовской области; С. А. Бойцова, директора ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ, главного специалист Минздрава России, д.м.н., профессора. С. В. Смирнов, вице-президент компании «Ново Нордиск» в России и странах СНГ» подтвердил намерения фирмы продолжать бесперебойные поставки инсулина в Российскую Федерацию, закрывающие большую часть потребности больных диабетом страны, а также развитие практики социального партнерства, социально ответственного бизнеса.

На пленарных заседаниях особое внимание уделялось обсуждению механизмов взаимодействия государственных медицинских учреждений, диабетических обществ; бизнеса на основе благотворительности. Необходимость налаживания социального партнерства диабетических обществ с научными медицинскими организациями неоднократно отмечал профессор А. С. Аметов. Э. В. Густова представила доклад ««Глобальная и Европейская, политика Международной диабетической федерации (МДФ) в вопросах профилактики и контроля сахарного диабета и других хронических неинфекционных заболеваний». Она также высказала мнение о возможностях развития социального партнерства в рамках многочисленных создаваемых общественных Советов при органах государственной власти разного уровня. Высказала опасения о возможности возникновения дискредитации доверия к общественным советам, при их недееспособности, т.к. они сейчас стали бурно создаваться при органах власти.

М. П. Галичаев выступил с докладом «Социальное партнерство в деятельности диабетической общественной организации больных сахарным диабетом в Ростовской области: опыт 24 лет деятельности». В своем докладе он представил концепцию социального партнерства и предложения по его реализации.

В секционных заседаниях: «Сахарный диабет: вчера, сегодня, завтра. Глобальные задачи»; «Алгоритмы лечения сахарного диабета» «Фармакоэкономи-ческие подходы в лечении сахарного диабета»; «Социальное партнерство с диабетическими организациями — как эффективная модель профилактики и лечения социально-значимых заболеваний», — выступили: А. С. Аметов — с докладом «Сахарный диабет: вчера, сегодня, завтра»; Ю. А. Иванишко, д.м.н., профессор — «Частно-государственное партнерство в продвижении к пациенту современных технологий лечения в офтальмологии»; Р. И. Ягудина, зав. кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики первого МГМУ им. И. М. Сеченова — «Фар-макоэкономические подходы в лечении сахарного диабета»; С. В. Сорокина, Ульяновская региональная общественная организация инвалидов и членов их семей «Диабетическое объединение» — «Роль пациентских организаций в работе Общественных советов учреждений здравоохранения — участие в организация доступной и качественной медицинской помощи»; Е. А. Рогаткина, Саратовская региональная общественная организация инвалидов, больных сахарным диабетом — «Социальное партнерство на примере работы Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздрав-надзора по Саратовской области»; Н. А. Шоболова, Бурятское региональное отделение ОООИ «РДА» — «Опыт объединения усилий органов власти, системы здравоохранения, СМИ и паци-ентских организаций в борьбе с сахарным диабетом в Республике Бурятия»; И. В. Щербакова, Хабаровская краевая общественная организация «Диабет» — «Опыт региона или взаимодействие ХКООПДИ «Диабет» с органами власти»; Л. П. Анисова, Оренбургское областное диабетическое общество инвалидов с детства и родителей детей диабетиков «Надежда» — «Обобщение опыта эффективного социального партнерства в системе здравоохранения с диабетиче­скими общественными организациями»; С. К. Бородулина, Диабетическ ан общественная организация инвалидов «ДиаС», Республика Чувашия; О. В. Червоткина, Астраханский фонд больных эндокринными заболеваниями — «Улучшение морального и психологического состояния больных сахарным диабетом детей и взрослых, профилактика заболевания сахарным диабетом»; А. А. Смолина, Межрегиональная общественная организация по борьбе с сахарным диабетом «Диа-лайфСибирь» (Новосибирск) — «Диабет нам не помеха, для достижения успеха!»; Е. В. Мотова, Калужская городская общественная организация инвалидов «Диабет»; Т. Т. Доброслова, Сальская районная диабетическая организация (Ростовская область) — «Несет добро «Надежда»; Л. А. Никитина, Ростовская городская диабетическая общественная организация инвалидов «ДиаДон»; Е. В. Репина, Минусинская местная общественная организация «Объединение инвалидов-диабетиков»; Н. А. Вакина, Нижегородская диабетическая лига — «Социальное партнерство».

В связи с тем, что Председатель Омского диабетического общества Захаров И. Л. не смог приехать по состоянию здоровья Павлову К. К, представителю РДА (президент Богомолов М. В.), пришлось рассказывать не только о работе РДА, но и о работе в Омске. В частности он рассказал о работе Клуба «8 звезд», обеспечивающего взаимодействие родителей и детей, имеющих инсулиновую помпу. К. Н. Пав­лов рассказал о более чем десятилетних ежегодных благотворительных новогодних утренниках с концертами, подарками, розыгрышами, призами для, более чем, сотни детей с диабетом Омской области, организуемых торговым центром «Омский» (38 тыс. кв. м) при взаимодействии с другими региональными стратегическими партнерами, с участием власти, медицинского и диабетического сообщества области.

С презентацией проектов, которые могут стать общероссийским выступили: от ОООИ РДА выступила Веденяпина Т. М., представив опыт проведения межрегиональных детских спартакиад; от молодежной секции ЮМДА выступил Н. Труфанов, руководитель Адыгейской республиканской организации Эгида». Он представил проект проведения молодежного межрегионального лагеря в Республике Адыгея. Руководитель Курганской областной общественной организации инвалидов «Диабетическое общество», Воробьева Н. М. представила проект «Многодневные сплавы по живописным рекам Урала». Все участники форума в своих выступлениях отмечали высокий уровень взаимодействия ради здоровья, выработанный на Дону, и выразили готовность к сотрудничеству по важнейшей социальной теме — сохранению и улучшению общественного здоровья россиян, а также пожелание о том, чтобы Ростовская область стала территорией развития и апробации новых технологий социального партнерства в здравоохранении.

Сам опыт организации и успешного проведения всероссийского мероприятия с участием представителей здравоохранения и представителей общественных организаций Ростовской области стал ярким подтверждением реально существующего и налаженного социального партнерства в Ростовской области.

Участники форума отметили высокий уровень организации проведения Всероссийского форума, состоявшегося во многом благодаря усилиям президента Южной Межрегиональной Диабетической Ассоциации (ЮМДА) Галичаева Михаила Павловича и эффективному сотрудничеству с Министерством здравоохранения Ростовской области, министром Татьяной Юрьевной Быковской.

Благоприятное впечатление производило участие в организации Форума молодых людей с диабетом, 22-27 лет, координировавших работу Форума от имени ЮМДА, что служило практическим подтверждением излагавшихся М. П. Галичаевым в пленарном выступлении тезисов о необходимости вовлечения молодежи в диабетическое движение.

В заключение участники форума приняли проект рекомендаций форума. От Южной межрегиональной диабетической ассоциации в проект рекомендаций внесены следующие предложения:

Системное разностороннее развитие социального партнерства в здравоохранении, направлено на совершенствование в интересах охраны здоровья граждан оказания всех, предусмотренных законодательством видов медицинской помощи (скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь), оказываемых: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Системное разностороннее социальное партнерство в здравоохранении включает в себя сотрудничество с общественными организациями, сотрудничество с профессиональным сообществом, средствами массовой

информации, частно-государственное партнерство и способствует повышению эффективности реализации программ развития оказания медицинской помощи, как следствие, увеличению продолжительности жизни населения. Необходимо последовательно продолжать формирование механизма взаимодействия общественных организаций, занимающихся общими вопросами охраны здоровья или профилактики и лечения лиц с профильными заболеваниями, и органов исполнительной и законодательной власти, как на местах, так и на федеральном уровне, с целью улучшения качества жизни пациентов.

При этом общие принципы социального партнерства, сформулиро-ваннные в научной публицистике, предполагающие:

— законность и демократичность,

— добровольность,

— политическую, религиозную и национальную нейтральность (объединение членов партнерства по принципу национальной, религиозной или партийной принадлежности не допускается),

— сотрудничество, взаимодействие, диалог, толерантность, компромисс, консенсус, согласование позиций, взаимное уважение друг к другу и интересов сторон,

— свободу выбора и согласование обсуждаемых вопросов и решаемых проблем,

— равноправие сторон, социальную солидарность, ответственность сторон за исполнение достигнутых соглашений;

— должны соотноситься с основными принципами охраны здоровья, изложенными в Федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в ст. 4.:

— соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

— приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

— приоритет охраны здоровья детей;

— приоритет профилактики в сфере охраны здоровья,

— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

— доступность и качество медицинской помощи;

— недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

— соблюдение врачебной тайны;

— а также с принципами, целями и задачами общественного сопровождения, изложенными в Федеральном законе №32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», применительно к общественным палатам, предполагающими обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов ……….социального развития, …………, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения общественных объединений к реализации государственной политики; 2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общественное значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3)   проведения общественной экспертизы (экспертизы) ……., а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4)   осуществления ……. общественного контроля за деятельностью ……… органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; 6) оказания информационной, методической и иной поддержки структурам общественного сопровождения, созданным в субъектах и территориях субьектов Российской Федерации,

7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций. Структуры общественного сопровождения вправе образовывать комиссии и рабочие группы, в состав которых, кроме членов этих структур могут входить представители общественных объединений и иные граждане, привлеченные к сотрудничеству.

Члены создаваемых структур общественного сопровождения принимают личное участие в работе их пленарных заседаний, комиссий и рабочих групп

Общественной палаты. В отдельных случаях могут направлять на заседания своих доверенных лиц.

Цели и задачи социального партнерства в здравоохранении должны соотноситься с решениями основных и приоритетных задач, развития здравоохранения, определенных в утвержденной стратегии развития государственной политики в области здравоохранения. Например, в ежегодном послании Президента РФ к

Федеральному собранию 12.12.2013 г. отмечается, что: «Сегодня продолжительность жизни в России за последнее четырехлетие выросла почти на 2,5 года (это хороший показатель) и превысила 70 лет. Однако уровень смертности у нас еще очень высок, особенно среди мужчин среднего возраста. Мы вместе обязаны преодолеть, прямо скажу, безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни. Наряду с развитием здравоохранения больше внимания следует уделять сбережению здоровья. Конечно, это не означает, что мы с меньшим вниманием станем относиться к улучшению медицинской помощи, повышению ее доступности — вовсе нет. Но действий только в области медицины недостаточно. Правительство должно внедрять программы замещения мест с вредными условиями труда, повышения безопасности на дорогах. Только курение (мы знаем об этом с вами хорошо и много раз уже повторяем), алкоголизм, наркомания преждевременно уносят сотни тысяч жизней наших граждан ежегодно». «Принципиально важно, чтобы общество имело возможность объективно оценивать состояние социальной сферы и науки. Прошу Правительство совместно с Администрацией Президента до апреля будущего года сформировать предложения по созданию системы публичного мониторинга качества медицины, образования, научных результатов, востребованности учреждений культуры. Надо привлечь к этой работе прежде всего профессионалов, посмотреть лучший международный опыт».

… «Если понимаем, что надо делать, то надо делать, но в то же время делать надо с умом. Здесь не могу не согласиться с теми, кто считает, что такая работа должна вестись в постоянном диалоге с профессиональными сообществами, нужно объяснять всегда свою политику. Я прошу также руководителей СМИ, ведущих журналистов уделить особое внимание идущим преобразованиям в этих сферах — важнейшая общегосударственная задача». «в третьих, новый стимул к развитию получат профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, ученых, работников культуры. Такие сообщества должны стать ядром дееспособного и активного гражданского общества. Принципиально важно, чтобы общество имело возможность объективно оценивать состояние социальной сферы и науки.

В утвержденной Правительством РФ распоряжением № 2511-p от 24 декабря 2012 года, «Государственной программе развития здравоохранения Российской Федерации», в которой сформулированы основные приоритеты развития отрасли в среднесрочной перспективе, определены основные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли.

Государственная программа включает подпрограммы: «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан». Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап — с 2013 по 2015 год, второй этап — с 2016 по 2020 год.

Непосредственными результатами реализации государственной программы будет являться: снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году, снижение материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 в 2020 году, снижение младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,8 в 2016 году до 6,4 в 2020 году, снижение смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году, снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) до 190 в 2020 году, снижение смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году, снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году, снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения (процент) до 25 в 2020 году, снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков (процент) до 15 в 2020 году, снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 51,9 в 2016 году до 35 в 2020 году, увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году, достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году, увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 200% к 2018 году, увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100% к 2018 году, увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 100% к 2018 году, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет в 2020 году.

партнерства на основании представленного на форуме опыта следующими:

— гуманизм, направленность партнерства на улучшение качества жизни, медицинской помощи пациента,

— принцип активности участников партнерства в социальном партнерстве,

— принцип систематичности, регулярности, непрерывности, преемственности общественного сопровождения (от местного до федерального),

— принцип учета взаимных возможностей участников партнерства,

— принцип обратной связи — распространения практики и результатов, взаимодействия с верхних на более местный уровень (федерального на региональный, с регионального на местный),

— принцип взаимосвязи работы советов между собой в регионе (региональный совет — советы пациентов при местных поликлиниках), (федеральный совет — региональный совет),

— принцип стабильности и долгос-рочности социального функционирования партнеров, особенно некоммерческих организаций,

— принцип полномочности и преемственности представительства некоммерческих организаций во всех уровнях, совмещения представительских функций с социальной активностью в работе с целевой группой,

— принцип сочетания дискретности и обобщенности в диалоговых формах социального партнерства, сочетания форматов круглых столов на местном, региональном с крупноформатными региональными или федеральными форумными мероприятиями (форумами, конференциями и т.п.).

Участники форума отмечают особую объединяющую положительную роль ОП РФ, комиссии по здоровью в преодолении имеющей место разрозненности и многообразия направлений деятельности среди общественных организаций, которая имеет возможность приглашать к сотрудничеству все некоммерческие общественные организации, независимо от наличия в их среде конкуренции, противоречий. При решении ею предусмотренаых ФЗ №32 определению регламента порядок участия органов Общественной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания (далее — общественная наблюдательная комиссия), приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии;

Участники форума отмечают несовершенство реализации деятельности общественных палат в регионах, характеризуемой: чрезмерным стремлением органов административной власти формировать их состав из экспертов-профессионалов, а не из представителей НКО; как следствие пассивностью в реализации обозначенных задач в развитии гражданского общества, отсутствием взаимодействия с общественными советами при департаментах и министерствах, слаба пока координирующая роль общественной палаты.

В связи с этим признают положительной инициативу комиссии ОП РФ в проведении слушаний по вопросам профилактики и лечения социально-значимых заболеваний (сахарный диабет) в форме общественных слушаний в регионах России в 2012 году, активное участие в организации и проведении настоящего форума по вопросам социального партнерства в здравоохранении. Это может послужить примером для налаживания деятельности региональных общественных палат.

Для расширения практики общественного сопровождения рекомендуется распространить практику Ростовской области: создание общественных советов при районных и муниципальных поликлиниках с включением в них представителей немногих, работающих на местном уровне, общественных организаций (ВОИ, ВОС, ветеранские организации, отделения региональных профильных организаций) и отдельных пациентов, представляющих основные социально-значимые заболевания, способных к диалогу и сотрудничеству, к работе в составе совета.

При этом эффективность формируемой системы общественного сопровождения в здравоохранении связана с тем, насколько будет обеспечена преемственность участия и координация взаимодействия разноу-ровневневых общественных советов (местный, муниципальный, региональный, федеральный уровень), насколько эффективно сможет быть реализовано это взаимодействие при необходимости консолидированных действий для принятия решений и выработки рекомендаций и предложений как местного, регионального, так и федерального значения.

Необходимо разработать механизмы такого взаимодействия совместной работы общественных советов в регионе, и на федеральном уровне — Общественного совета МЗ РФ с общественными советами в регионах, используя формат проведения круглых столов, рабочих групп, формируемых по профильным вопросам, совещаний, конференций, пресс-конференций, в т.ч. Интернет-конференций, возможно селекторных совещаний и т.п. Необходимо обеспечить возможность всем желающим предварительного участия в подготовке принятия решений Совета, в т.ч. используя Интернет.

Предлагается периодически проводить тематические совместные заседания в регионе, в федеральном центре, с привлечением представителей профильных теме заседания общественных организаций из районов — в регион, из региона — в федеральный центр.

Распространить опыт Ростовской области использования в качестве диалоговой площадки регионального гражданского форума по здравоохранению и здоровью населения (1 раз в 3 года). Это позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, с участием общественных организаций различного профиля, высококвалифицированных специалистов. Проводить такой общероссийский форум (1 раз в 4 года)

Необходимо учитывать современные тенденции к формированию различных общественных комиссий, советов при региональных общественных и административных структурах для выполнения аналогичных задач (комиссии по здоровью населения при региональных общественных палатах (регионального и местного уровня), при администрациях регионального и местного уровня (Министерство здравоохранения региона, а также цели и за дачи этих структур.

Например, общественных палат (по аналогии с целями и задачами ОП РФ). Необходимо обеспечить координацию взаимодействия работы всех структур общественного сопровождения, причастных к вопросам развития здравоохранения в регионе (комиссия общественной палаты региона, комиссии общественных палат в муниципалитетах, общественные советы при региональном министерстве и местных управлениях здравоохранения, комиссии по охране здоровья при Министерствах труда и социального развития регионов, общественные советы при региональных управлениях Росздравнадзора). При этом логичнее координирующую роль поручить общественному совету при министерстве здравоохранения, который в тесном сотрудничестве с комиссией общественной палаты может вносить свои предложения и рекомендации непосредственно в органы законодательной власти, непосредственно включать в свою работу уполномоченных представителей общественной палаты.

В интересах повышения эффективности взаимодействия структур общественного сопровождения по вертикали и горизонтали целесообразно при органах муниципальной власти создавать именно общественные палаты, которые в своей структуре предполагают комиссии, рабочие группы, а при департаментах муниципальной власти — общественные советы, в которые входят не только представители общественных обьеди-нений, но и граждане, которые могут проявить себя в качестве эксперта. Кроме того общественные палаты могут рекомендовать своих членов и членов рабочих групп в состав этих советов. Тогда создается база для более эффективного и продуктивного общественного сопровождения, особенно если оно предполагает реализацию принципа взаимосвязи работы советов и координации действий при принятии определенных решений, требующих консультативного и экспертного участия представителей муниципального и регионального уровня, или — федерального и регионального.

В органах управления здравоохранением необходимо создавать условия для эффективной работы создаваемых общественных советов, желательно не включать в их состав работников и руководителей здравоохранения, проявлять непосредственный интерес к их работе со стороны руководителей здравоохранения, в т.ч. и в форме непосредственного участия в заседаниях по наиболее актуальным вопросам.

Необходимо оказывать помощь в работе Общественных советов, предоставляя, исходя из имеющихся возможностей, для решения организационно-методических вопросов (организационно-методические вопросы, тиражирование, рассылка информационных материалов и рекомендаций, поручения о сотрудничестве на места выездной работы Совета, предоставление оргтехники, автотранспорта, предоставление помещений для проведения встреч, совещаний, приемов членами Общественного совета, привлечение СМИ к совместным мероприятиям и т.п.). а также в соответствии с письмом министра здравоохранения российской Федерации В. И. Скворцовой должны обеспечить взаимодействие созданных Советов с Советами следующего уровня (региональных советов с Советом общественных организаций по защите прав пациентов при министерстве здравоохранения РФ (создан по приказу Минздрава России от 23.10.2012 г. №437); а значит и Советов муниципалитета, района, при их создании, с региональным советом).

Министерства здравоохранения (по логике взаимодействия с ОП) обеспечивают присутствие на заседаниях коллегий уполномоченных членов структур общественного сопровождения.

Министерства здравоохранения, территориальные органы управления здравоохранением (по логике взаимодействия с ОП) обязаны предоставлять по запросам Общественной палаты необходимые ей для исполнения своих задач сведения, в том числе в виде документов и материалов, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Эффективной реализации социального партнерства с общественными организациями способствует налаженное информационное сопровождение: мероприятий общественного сопровождения, совместных информационных тематических кампаний (интернет, СМИ, пресс центры, Интерфакс и т.п.). рекомендовать СМИ содействовать формированию у населения терпимости к инвалидам, увеличить время для социальной (бесплатной) рекламы, популяризации организаций и активной жизненной позиции лиц с ограниченными возможностями.

Рекомендовать средствам массовой информации с целью повышения уровня информированности населения по вопросам социального партнерства органов власти и пациентских сообществ чаще публиковать материалы на социальные темы, связанные с вопросами оказания медицинской помощи. Рекомендуется открытие специализированных страниц социального партнерства на сайте МЗ РФ, на сайтах региональных министерств, отражающих работу общественного совета и его взаимодействия с общественными советами на местах. Органы здравоохранения могут предоставить для этого все свои ресурсы и возможности.

Информационные профильные кампании являются эффективным средством пропаганды здорового образа жизни, информирования и просвещения населения об особенностях возникновения болезни, ее профилактики, и правильного образа жизни с неизлечимыми заболеваниями, инструментом проявления всех видов социального партнерства.

Лучшим поводом для совместного проведения информационных кампаний, являющихся по сути школой социального партнерства, роста взаимропонимания и сотрудничества, являются тематические международные дни борьбы с определенными болезнями, например, международный день борьбы с диабетом. Предлагается проводить День диабета как единую общероссийскую кампанию, распространить опыт Ростовской области в другие регионы России, проводить их в регионах, как масштабные акции, охватывающие все районы.

Участники форума признают, что в настоящее время опережающая роль в формировании структур общественного сопровождения принадлежит органам власти. Причины: разрозненность в сотрудничестве как между разнонаправленными профильными организациями, так и среди однопрофильных организаций, недостаточный представительский потенциал, развитость инфраструктуры самой общественной организации. Зачастую представители немногих профильных НКО, попав в состав Общественных советов принимают в его работе пассивное участие, оторваны от других НКО.

Компетенций у НКО необходимых для полноценного осуществления контроля принимаемых решений органами власти и их последующей реализации, как правило, недостаточно. Очевидно, что мала вероятность совпадения и наличия набора всех компетенций для осуществления всестороннего партнерства в НКО, привлекающих персонал на благотворительной основе, либо на условиях крайне ограниченного стимулировании. Однако можно вести речь об эффективном общественном сопровождении работы органов власти, в т.ч. в форме участия в общественных советах, реализуемом в форме переговорных площадок, комиссий, круглых столов, участии в работе комиссий, рабочих групп органов власти, широко используя потенциал общественных организаций, их возможности работы с целевыми группами, в т.ч проведения различных мониторингов, опросов, формирования на этой основе обьективно обоснованных обращений в органы власти.

Повышение эффективности участия в работе Общественных советов, палат, международных, федеральных комиссий его членов связано с расширением ими круга представительства, соответствующего уровню Совета, с возможностью сбора информации от всех заинтересованных представителей общественного движения, обсуждения с ними вопросов, информирования их о работе в Совете (совещания, и т.п.). Члены общественных советов при их включении в состав совета, расширяют свой представительский уровень, должны расширять под собой представительскую базу, привлекать к партнерству другие НКО, дистанцируясь от привычных предпочтений и симпатий, развивать практику обмена информацией с целевыми группами и НКО.

Повышению эффективности общественного сопровождения способствует привлечение внимание заинтересованных бизнес-структур, готовых выделять на программные мероприятия благотворительные средства.

Правила эффективного участия НКО в общественном сопровождении следующие:

— если НКО работает системно, учитывая все факторы развития успешного социального партнерства и развивая их во всех направлениях; налаживает сотрудничество с другими общественными профильными организациями и организациями, имеющими отношение к медико-социальному обеспечению граждан, относящихся к целевой группе. найти формы обьединения диабетического движения на основе: создания единого координационного центра-оператора, координатора проведения обьединяющих мероприятий общероссийского масштаба (лагерные сбора для молодых лидеров, конкурсы, детские спартакиады, общероссийские грантовые конкурсы среди диабетических организаций, форумы по вопросам социального партнерства).

—  если общественное движение стабильно в текущей и долгосрочной перспективе, занимается подготовкой смены действующих лидеров — молодых лидеров; Необходимо создать условия для обучения руководителей, бухгалтеров НКО, в т.ч на грантовой основе. если у НКО есть возможность диалога и внесения предложений законодательным органам (посредством депутатских комиссий и т.п.), в т.ч. посредством комиссий общественных палат; если у НКО есть возможность диалога и внесения предложений законодательным органам (посредством депутатских комиссий и т.п.), в т.ч. посредством комиссий общественных палат; (активное участие комиссии ОП РФ позволило нейтрализовать конфликты интересов в диабетическом движении, ревностное отношение друг к другу);

— если НКО активно развивает программы информационного сопровождения работы с целевой группой; если у НКО создана возможность информационного сопровождения: деятельности самих НКО, взаимодействия НКО и органов власти. (интернет, СМИ, пресс центры, Интерфакс и т.п., специализированные издания (Диановости), собственные издания НКО (пособия, газеты).

—  они должны иметь и поддерживать и увеличивать представительский потен­циал. т.е иметь возможность выступать от широкого круга членов целевой группы (например, больных сахарным диабетом в регионе, районе);

— способствовать формированию к ним доверия органов власти, проводить совместные мероприятия: информационного характера (круглые столы, пресс-конференции, информационные кампании, совместные публикации, совместные обучающие мероприятия); социального характера (реабилитационные, адаптационные, в т.ч. спортивно-оздоровительные, туристские, конкурсы и т.п.).

—  должны быть способны к программно-целевому осуществлению деятельности, что обеспечивает понимание их целей, задач и деятельности со стороны органов власти, СМИ, пациентов, бизнеса, способствует расширению возможностей целевого финансирования деятельности, привлекает внимание заинтересованных бизнес структур, готовых выделять на программные мероприятия благотворительные средства.

Участники форума считают целесообразным внести предложения в российские грантодающие фонды о поддержке общероссийских обье-диняющих проектов общественных движений, занимающихся вопросами профильных заболеваний. Инвестиции в общественные инициативы благотворительных НКО, работающих на программной основе в режиме соцпартнерства.

Предлагается внести предложения в российские грантодающие фонды о поддержке общероссийских обьединяющих проектов общественных движений пациентов, обеспечив тем самым инвестиции в общественные инициативы благотворительных НКО, работающих на программной основе в режиме социального партнерства.

Повышение эффективности участия в работе Общественных советов, палат, международных, федеральных комиссий его членов связано с расширением ими круга представительства, соответствующего уровню Совета, сбором информации от всех заинтересованных представителей общественного движения, обсуждения с ними вопросов, информирования их о работе в Совете (совещания и т.п.). Члены общественных советов при их включении масштабируются, должны расширять свою представительскую базу, привлекать к партнерству другие НО. дистанцируясь от привычных предпочтений

Рекомендуется для сплочения профильных организаций проводить совместные общероссийские, межрегиональные, региональные мероприятия (дети, молодежь, конкурсы, выставки, конференции и т.п.) Проведение объединяющих мероприятий, например, общероссийского молодежного лагеря для активистов диабетических и других целевых НКО.

Обратить особое внимание общественных советов на Принятие целевых Программ в здравоохранении с обеспечением их достаточного финансирования согласно стандартам лечения позволяет системно включать механизмы социального партнерства, общественного сопровождения в процесс их реализации. Также этому будет способствовать разработка и введение в практику стандартов персонифицированного лечения больных диабетом, ускорение внедрения современных информационных технологий. предполагающих объединение баз данных государственного регистра Сахарного диабета, интерфейсов лечащего врача, аптек, страховых компаний, администраторов системы здравоохранения (что позволит обеспечить оперативное управлением качеством и эффективностью лечения, при котором больному не надо ежемесячно тратить время в очередях для получения жизненно важных лекарства, диагностики и расходников).

С целью усиления общественного контроля в сфере закупок жизненно важных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для больных сахарным диабетом, рекомендовать местным органам исполнительной власти со гласование заявок на закупки ЖВЛП с пациентскими организациями. Учитывая особую остроту решения вопросов обеспечения лекарствами рекомендуется активно включать представителей НКО-членов Общественных советов в состав рабочих групп, комиссий по формированию заявок на проведение тендерных закупок ле­карств. С целью исполнения в полном объеме рекомендаций в рамках новых стандартов обеспечения больных сахарным диабетом жизненно важными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения для проведения измерений уровня глюкозы крови, рекомендовать органам исполнительной власти разработать механизмы финансирования новых стандартов. Учитывать предложения пациентских общественных организаций в национальную Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ до 2025года, создание которой предусмотрено подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»: наладить в регионах систему учета реальной потребности в лекарственных средствах; усилить контроль за соответствием объемов и номенклатуры закупаемых лекарственных средств реальным потребностям;отработать механизм мониторинга клинической эффективности применяемых лекарственных средств (в т.ч. воспроизведенных, т.н.«дженериков»); активно внедрять программы софинансирования (лекарственное страхование) и др.

Рекомендуется развитие частно-государственного партнерства для обеспечения доступности высоких технологий через систему обязательного медицинского страхования.

Участники форума рекомендуют представить и обобщить материалы форума в сборнике материалов, с изложением в нем рекомендаций по итогам работы форума для развития общественного сопровождения, социального партнерства в здравоохранении.

Президент Южной межрегиональной диабетической ассоциации, Ростовского областного диа­бетического общества, М. П. Галичаев