Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Психология и диабет » Роль механизмов психологических защит и совладающего поведения в психокоррекции состояния и поведения пациентов с сахарным диабетом

Роль механизмов психологических защит и совладающего поведения в психокоррекции состояния и поведения пациентов с сахарным диабетом

Отношение к болезни определяет стратегию адаптивного или дезадаптивного поведения больных в настоящем и будущем. Эта стратегия может проявляться в различных формах. Различные механизмы  и формы  как психологической защиты, так  и совладающего (копинг) поведения  несомненно, следует учитывать при лечении  больных сахарным диабетом. . Современный арсенал психотерапевтических методов может существенно влиять на  «масштабы переживания болезни», учитывая различные механизмы защиты личности, создавать у больных более реалистические (адаптивные) установки на лечение, восстанавливать внутрисемейные и более широкие социальные связи, предупреждать дистрессы в целях  длительной профилактики.

Особенности личности больного, его позиция по отношению к своему заболеванию и лечению, а также к врачам и другому медицинскому персоналу становятся существенно важными факторами успешности его реабилитации.

При сахарном диабете, как правило, всегда налицо сложные кольцевые зависимости психического и соматического по типу круга. Помочь больному выйти из такого «порочного круга» могут   психотерапевтические воздействия на его психику с целью не только устранения болезненных симптомов, но и изменения отношения к своему заболеванию, к себе и окружающему миру.

Психологическая защита  — это система стабилизации и устойчивости  личности, устраняющая психологический дискомфорт. Она является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания. Активации механизмов психологической защиты способствуют ситуации, которые представляют собой серьезное испытание для человека, которые в разной  степени превышают его внутренние ресурсы, выходят за рамки его уровня развития. Психологическая защита определяется не объективным событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для человека. Главная задача психологической защиты — это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации.

Различные виды психологических защит основаны на пяти принципах:

1.       Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.

2.       Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.

3.       Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.

4.       Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.

5.       Человек  может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

Выделяют четыре группы основных психологических защит:

  1. защиты с отсутствием переработки содержания:

ü  отрицание,

ü  вытеснение,

ü  подавление.

  1. защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения:

ü  рационализация,

ü  проекция,

ü  отчуждение,

ü  замещение,

ü  реактивное образование,

ü  компенсация.

  1. защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения:

ü  реализация в действии,

ü  соматизация тревоги,

ü  сублимация.

  1. защиты манипулятивного типа:

ü  регрессия,

ü  фантазия,

ü  уход в болезнь или образования симптомов.

Основные и дополнительные механизмы психологической защиты (по Р.Плутчику):

Двигательная активность(«сделай что-нибудь!») — понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

Компенсация(«зато я…всё равно я… когда-нибудь я…»)— интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности.

Отрицание(«не замечай этого!») — отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.

Замещение(«вот кто во всём виноват!») — высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции.

Фантазия(«разряди тревогу в другом мире!») — бегство в воображении с целью ухода от реальных проблем или во избежание конфликтов.

Идентификация(«будь как это!») — бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой.

Интеллектуализация(«переосмысли это!») — бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий.

Интроекция(«не знай, откуда у тебя это!») — присвоение ценностей, стандартов или черт характера других людей в целях предупреждения конфликтов или угроз с их стороны.

Изоляция(отгородись, чтобы не чувствовать этого!») — восприятие эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги, естественно связанного с ними.

Проекция(«припиши свои недостатки другому!») — бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям.

Рационализация(«найди этому оправдание!») — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами.

Образование реакции(«обрати это в противоположное!»)  — предупреждение выражения неприемлемых желаний, особенно сексуальных или агрессивных, путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения.

Регрессия(«плачь об этом!») — возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.

Подавление(«не помни об этом!») — исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций, или опыта и связанных с ним эмоции.

Сублимация(«трансформируй это!») — удовлетворение вытесненного инстинктивного или неприемлемого чувства, особенно сексуального или агрессивного, путем осуществления социально одобряемых альтернатив.

Аннулирование(«перечеркни это!») — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, сопровождаемых сильным беспокойством или чувством вины.

Результатом работы защитных механизмов является бессознательное искажение, подмена или фальсификация реальности, с которой имеет дело человек.

Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие совладающего (копинг) поведения, или осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Совладающим (копинг) поведением называют целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией через осознанные стратегии действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации. Оно направлено на активное взаимодействие человека с ситуацией — изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю, например, тяжелая или смертельная болезнь). Совладание реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. Копинг-ресурсы — это набор характеристик личности и социальной среды, позволяющих осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям. Копинг-стратегии (стили совладания) — актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу.

Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, совладающее поведение относят к факторам активности личности. Процесс копинга происходит следующим образом. Изначально индивид классифицирует некую ситуацию как угрожающую или мешающую удовлетворению потребностей, что вызывает у него чувство тревоги и фрустрацию из-за неспособности справиться со стрессором, что заставляет его занять оборонительную поведенческую позицию(период шока), затем происходит поиск оптимального решения, приемлемого в данной стрессовой ситуации. Многие как зарубежные, так и современные отечественные   специалисты   выделяют конструктивный и неконструктивный копинг.

Использование неконструктивного копинга обычно только усиливает стресс, а негативные последствия могут привести к возникновению проблем на работе, в семье. Длительное использование неадаптивных копинг-стратегий может негативно отражаться на поведении и состоянии здоровье индивида.

Конструктивные же стратегии способствуют адаптации и ведут к позитивным результатам, росту и достижению целей .Конструктивные способы совладания включают достижение цели своими силами, обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом решения подобных проблем, тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития или решения, переосмысление проблемной ситуации, изменения в себе самом — в системе привычных стереотипов и установок.

К неконструктивным копинг-стратегиям относятся различные способы психологической защиты, пассивность и избегание, импульсивное поведение (эмоциональные срывы, агрессивные реакции).

Наиболее полная классификация копинга включает:

v продуктивный копинг, приводящий к разрешению проблемы и снятию напряжения;

v непродуктивный копинг, снимающий напряжение методом ухода от разрешения ситуации;

v социальный копинг, переходный от непродуктивного к продуктивному, подразумевающий помощь извне при решении проблемы.

Индивидуальный стиль совладания после его формирования достаточно устойчив у каждого человека, но особенности использования отдельных стратегий зависят от ситуации.

Основные задачи копинга:

1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления (выздоровления);

2) терпение, приспособление или регулирование жизненных ситуаций;

3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;

4) поддержание эмоционального равновесия;

5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.

Успешность преодоления трудностей и решения проблем зависит от реализации перечисленных задач.

Преодолевающее поведение оценивается как успешное, если оно:

  • устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения;
  • дает личности возможность восстановить дострессовую активность;
  • оберегает индивида от психического истощения.

Стресс грозит усилиться и перейти в дистресс, если негативные переживания затягиваются, а человек не принимает никаких действий. Защитные механизмы ведут к тревожности, болезням и дезадаптации, тогда как для совладающего поведения характерны душевный подъем и радость от успешного решения проблемы и преодоления трудностей.

 Совладание предполагает необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей.

Поэтому обучение такому стилю реагирования является очень важным способом снижения уровня дистресса или его предупреждения. При этом формируются умения самостоятельно анализировать случившееся, привлекать к помощи других людей, искать дополнительную информацию.

Принципиальное отличие защитного поведения от совладающего на уровне ощущений состоит в том, что при совладающем поведении не ощущается дискомфорт от собственных действий и их результата, сознание не возвращает личность к трудной и стрессовой ситуации.

При защитном поведении остаётся неудовлетворённость и через временной интервал происходит возврат к началу ситуации. Для психологической защиты характерно немедленное действие «здесь и теперь», решение ситуации немедленно, без учёта будущих перспектив; сохранение собственного психического благополучия; уравновешивание собственных психических состояний; избегание, подавление, отрицание, т.е. искажение реальной ситуации.

Тогда как совладающее поведение, это прежде всего, социально-приемлемые способы адаптивного поведения с учётом окружающих и окружения; оно направлено на восстановление нарушенных отношений между окружением и личностью. Для совладания характерен поиск информации, действия, рефлексия. Механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь», но не приводят к решению проблемы. Тем не менее,  эти два механизма лежат в основе саморегуляции и, несомненно, имеют тесные связи друг с другом.

Большинство защит не снимают проблемы. Поэтому существует необходимость психокоррекции. Работа с защитными механизмами предполагает, во-первых, их выявление, опознание, а затем наработку приемов по их преодолению. Основная, профилактическая стратегия работы с психологическими защитами — это повышение уровня  психологической осведомленности и компетентности человека. Полученные психологические знания становятся инструментом обнаружения, распознания и обозначения того, что влияет на состояние и развитие личности человека.