ИМЕНЕМ Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ИМЕНЕМ Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Пациенты все чаще обращаются в судебные органы для отстаивания своих законных прав на медико-социальное обеспечение. В этом отношении немногочисленные примеры подобной судебной практики представляют интерес. Поэтому редакция приводит один из таких примеров, имеющих отношение к обеспечению детей средствами самоконтроля.

ИМЕНЕМ Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

23 апреля 2015 года Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего судьи Махова В.В., при секретаре Грехневой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Армавира Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего Сайпулаева Эмина Тамерлановича к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании незаконным не обеспечении тест-полосками для контроля глюкозы в крови,

У С Т А Н О В И Л :

  1. II В суд поступило исковое заявление прокурора города Армавира Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего Сайпулаева Э.Т. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании незаконным не обеспечении тест-полосками для контроля глюкозы в крови.

В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру города Армавира

Краснодарского края обратился представитель региональной общественной организации

инвалидов «Краснодарское краевое диабетическое общество» Семизаров А.Е. в интересах

ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. о нарушении его прав на государственную социальную

поддержку. Проверкой установлено, что Сайпулаев Э.Т., 07.07.2003 года рождения, относится к категории «ребенок-инвалид», включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В соответствии с законодательством полномочиями по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, обладает уполномоченный орган субъекта РФ, то есть Министерство здравоохранения Краснодарского края, соответственно в случае невыполнения в полном объеме указанных полномочий ответственность лежит на указанном органе.

В соответствии со Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахарном диабете, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2007г. №582, обеспеченность детей тест-полосками должна составлять 730 штук в год.

Приказом Минздрава России от 09.11.2012г. №750н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахарном диабете», вступившим в законную силу 28.06.2013г., установлено, что обеспеченность детей тест- полосками должна составлять 1 460 штук в год.

Для контроля глюкозы в крови ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. был обеспечен тест- полосками в 2013 году в количестве 450 штук, в 2014 году в количестве 850 штук. Кроме того, ребенок находился в стационаре ГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» в 2013 году 9 койко-дней и в 2014 году — 8 койко-дней, в указанное время был обеспечен тест-полосками в достаточном количестве. Вместе с тем в соответствии со стандартами первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахарном диабете Сайпулаев Э.Т. должен был получить в 2013 году 1 095 тест-полосок (1 полугодие – 365 штук + 2 полугодие — 730 штук), в 2014 году — 1 460 тест-полосок. Таким образом, ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. недополучил в 2013 году 645 тест-полосок, 2014 году — 610 тест-полосок, а всего 1 255 тест-полосок, в результате чего нарушено право ребенка- инвалида Сайпулаева Э.Т. на охрану здоровья.

На основании изложенного прокурор города Армавира Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего Сайпулаева Э.Т. просил суд обязать Министерство здравоохранения обеспечить ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. не выданными в 2013 и 2014 годах тест-полосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1 255 штук.

В судебном заседании представитель прокуратуры, уточнив исковые требования об обязании обеспечить ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. не выданными в 2013 и 2014 годах тест-полосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1 187 штук, просила суд удовлетворить заявленные требования.

Представители Министерства здравоохранения Краснодарского края, действующие на основании доверенностей, представив письменные возражения, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители третьего лица — ГУП КК «Кубаньформация», привлеченные судом к участию в деле, действующие на основании доверенностей, также просили суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав мнение сторон, третьих лиц, изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Как установлено судом, Сайпулаев Э.Т., 07.07.2003 года рождения, является ребенком-инвалидом с диагнозом сахарный диабет 1 тип, тяжелая форма, декомпенсация, установленный с 24.12.2012г., что подтверждается справками МСЭ-2011 №4338378 от 16.01.201 Зг, МСЭ-2012 №2095581 от 16.12.2013г., МСЭ-2013 №1736451 от 10.12.2014г.

В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст.ст.6.1,6.2 Федерального Закона РФ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами* изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.Федеральным Законом РФ от 18.10.2007г. N 230-Ф3 «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованиемразграничения полномочий» внесены изменения в Федеральный закон » Огосударственной социальной помощи», дополнительно введена ст.4.1,предусматривающая, что к полномочиям Российской Федерации в области оказаниягосударственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, 2) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальному образованию город Армавир были переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Законом Краснодарского края от 13.12.2011 года №2398-К3 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальному образованию город Армавир переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, либо перенесших пересадки органов и тканей, получающих иммунодепрессанты.

В соответствии с действующим законодательством в сфере здравоохранения, учредителем и главным распорядителем бюджетных средств муниципальных учреждений здравоохранения является орган местного самоуправления. Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют приоритеты в распределении поступивших денежных средств. При этом необходимые лекарственные препараты закупаются муниципальными образованиями также самостоятельно.

Как установлено судом и подтверждено документами, представленными в судебном заседании представителями Министерства здравоохранения Краснодарского края, заявка муниципального образования город Армавир на тест-полоски в 2013г., 2014г. была выполнена полностью.

Согласно ст.37 Федерального Закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», рецепт выписывается медицинским работником на рецептурном бланке установленной формы в 3-х экземплярах, с двумя экземплярами которого пациент обращается в аптечную организацию.

Согласно приказа министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012г. №1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» медицинским работникам запрещается выписывать рецепты при отсутствии медицинских показаний.

Как установлено судом, и подтверждается письмом Управления Здравоохранения администрации муниципального образования город Армавир №168/33-29 от 13.02.2015г., Сайпулаев Э.Т. наблюдается специалистами поликлиники №2 МБУЗ «Детская городская больница» г.Армавира. В 2013г., 2014г. Сайпулаев Э.Т. получил лекарственные средства и медицинские изделия. В 2013г. на сумму 23 561,53 рублей, в том числе тест-полоски в количестве 450 штук, в 2014г. на сумму 24 443,09 рублей, в том числе тест-полоски в количестве 850 штук.

Ссылка прокурора города Армавира на приказ Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 года №750н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете» о необходимости обеспечить Э.Т.Сапулаева 1460 штук тест-полосоками необоснованна. В указанном приказе идет речь об усредненном показателе кратности применения исследования уровня глюкозы крови с помощью анализатора.

Таким образом, при обращении законного представителя несовершеннолетнего и соответствующих медицинских показаниях выписывается рецепт на медицинский препарат, который обеспечивается в аптечной организации.

В судебном заседании установлено, что к специалистам №2 МБУЗ «Детская городская больница» г.Армавира представитель несовершеннолетнего Сайпулаева Э.Т. — Сайпулаева Л.В. для получения дополнительных тест-полосок сверх полученных в 2013г., 2014г. не обращалась.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В связи с тем, что истцом не представлено суду доказательств обращения в 2013- 2014г.г. представителя несовершеннолетнего Сайпулаева Э.Т. к лечащему врачу с целью получения рецептов на получение дополнительных тест-полосок, а также доказательств представления в аптечные организации г.Армавира указанных рецептов, равно как и доказательств отказа аптечных организаций г.Армавира обеспечить несовершеннолетнего ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. дополнительными тест-полосками сверх полученных им через своего законногопредставителя в 2013г., 2014г., у суда не имеется достаточных оснований дляудовлетворения исковых требований прокурора города Армавира.

При вынесении решения суд принимает также во внимание и тот факт, что тест- полоски, о которых идет речь, выписываются гражданам, имеющими определенные заболевания, по мере необходимости и надобности в них периодически в определенное время. В судебном заседании представитель прокуратуры не смог пояснить суду – каким образом в случае удовлетворения иска тест-полосками в количестве 1187 штук сможет распорядиться несовершеннолетний ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. и его законный представитель, принимая во внимание, что они требуются по мере необходимости периодично, несовершеннолетний ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. в настоящее время их исправно получает, и, принимая во внимание тот факт, что предоставление по рецептам тест-полосок носит плановых характер.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований прокурора города Армавира Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего Сайпулаева Эмина Тамерлановича к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить несовершеннолетнего ребенка-инвалида Сайпулаева Эмина Тамерлановича тест-полосками для контроля глюкозы в крови за период 2013-2014г.г. в количестве 1 187 штук — отказать.

 

 

От редакции:

       Этот материал представляет интерес, так как ориентирует пациента на все действующие нормативные акты, регулирующее в настоящее время обеспечение больных сахарным диабетом средствами самоконтроля.

Вместе с тем он поучителен тем, что ориентирует пациента на своевременное обращение в судебные органы немедленно при возникновении прецедентов нарушения его прав. И случаев успешного обращения пациентов в суддля защиты своих прав достаточно.

«Задним числом» это трудно сделать, оформить правильно и иметь все необходимые документы.

Я