МЕДИЦИНЕ – НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

6-7 сентября 2015года в Москве состоялся Форум Общероссийского Народного Фронта «За качественную и доступную медицину». В форуме приняли участие делегации всех регионов России, всего около 500 человек, в том числе и делегация от Ростовской области ( Попов М.Н., Галичаев М.П., Иванов В.И., Сергеев С.Н.).

В составе делегации принял участие руководитель Ростовского областного диабетического общества, Южной межрегиональной диабетической ассоциации, Галичаев М.П., являющийся членом Штаба регионального отделения ОНФ по Ростовской области.

Основными мероприятиями форума стали: представление Общественного доклада ОНФ (Говорин Н, д.м.н., Забайкалье, ОНФ) по вопросам здравоохранения; работа дискуссионных тематических площадок; пленарное заключительное заседание, в котором принял участие Президент РФ, В.В.Путин.
Работе форума предшествовала огромная подготовительная работа, проведенная региональными отделениями ОНФ. Были проведены: анкетирование пациентов, мониторинги работы аптек, лечебных учреждений. Поэтому доклад ОНФ, представлял собою взвешенную информацию, вскрывающую достижения в развитии здравоохранения и недостатки, поверхностные и глубинные процессы развития. В общем докладе и последующих дискуссиях на площадках были обозначены болевые точки здравоохранения на пяти площадках:

« Дискуссии состоялись на пяти площадках: «Лекарственное и технологическое обеспечение здравоохранения — резерв повышения доступности и качества медицинской помощи»;

«Экономика и управление системой здравоохранения: устойчивость и развитие»;

« Доступность и качество медицинской помощи: итоги оптимизации»;

«Система подготовки медицинских кадров для нового качества здравоохранения»;

«Детское здравоохранение — актуальные проблемы сохранения здоровья».

Были отмечены: Противоречия между объемом вложений в развитие материально-техническое обеспечение, модернизацию здравоохранения неадекватным улучшением качества оказания медицинской помощи населению, (очень многие респонденты по результатам анкетирования в разных регионах России оценивают состояние развития здравоохранения как неудовлетворительное), увеличился срок госпитализации до 10 дней, отмечено, что отечественное здравоохранение находится в жестких финансовых рамках (доля финансирования здравоохранения в ВВП стороны составляет 3,55%, вместо 5-6% в развитых странах), современная система здравоохранения должна реагировать не на объем финансовых вложений, а на доступность его для населения и на удовлетворенность предоставлением медицинской помощи. Без общественного контроля ситуацию невозможно изменить, нонсенс – население, не получая бесплатную медицинскую помощь, идет получать ее в платные клиники или занимается самолечением. Отмечается отток высококвалифицированных врачей из бесплатной медицины в частные клиники, где они получают большую зарплату. Объем платных услуг составляет сейчас 24% в год. Проведенная в 2014 году оптимизация, по видимому, проведена была без глубокого анализа: нельзя механически сокращать койки, закрывать ФАПы, снижая доступность оказания медицинской помощи населению.

Участники одной из дискуссионной площадок, в частности, предложили ввести мораторий на закрытие медицинских учреждений, находящихся в селах и отдаленных районах. О том, что ситуация действительно сложная и требует немедленного вмешательства, говорят и данные статистики. Согласно результатам проверки, проведенной Счетной палатой, в России 17 с половиной тысяч населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшего медицинского учреждения, где есть врач. И у экспертов, и у практикующих медиков возникает много вопросов по поводу эффективности проводимых в этой сфере реформ оказания медицинской помощи.

Неоднократно отмечалась необходимость развития социального партнерства, (Максимкина МЗ РФ), необходимость эффективной обратной связи с активным привлечением НКО (Министр здравоохранения В.И.Скворцова). В выступлениях участники форума подвергли критике систему статистики в здравоохранении, когда врачи на местах договариваются, по какой нозологии относить умерших по болезни.

Интересной была информация рабочей группы ОНФ «За честные закупки» о масштабах, вскрытых на многие десятки миллиардов рублей, завышений стоимости строительства пренатальных центров, злоупотреблений при закупках для санавиации авиатехники класса люкс, используемой в дальнейшем не по назначению в интересах отдыха и развлечений представителей Правительства регионов.

Было высказано мнение о том, что надо менять положение, когда деньги, выделяемые на оказание медицинской помощи, идут не за пациентом, а наоборот, ему приходится месяцами ждать отдельных видов медпомощи, в т.ч высокотехнологичной, поскольку нет квот, не пришли деньги.

В ряде выступлений отмечалось, что закупленное по модернизации высоко-технологичное современное оборудование используется в платных услугах, в целях обеспечения дополнительной зарплаты врачей, а производительность ее использования для бесплатных услуг в разы ниже, чем за рубежом при использовании аналогичного оборудования.
При оценке доступности медицинской помощи отмечался недостаточно развитый электронный документооборот, и в отношении историй болезни, и работы регистратур, записи на прием к врачу, и в отношении получения лекарств.

Спорно прозвучали предложения о централизованных закупках лекарственных препаратов для социально значимых заболеваний, в т.ч. инсулина для больных сахарным диабетом. Ведь при этом повышается риск принятия решения о лечении всех одним каким то видом препаратов. Актуализируется проблема предоставления лекарств по Международным непатентованным наименованиям (МНН) или торговым патентованным наименованиям (ТПН). Жулев Ю.А., член Общественного совета МЗ РФ в очередной раз отметил в своем выступлении необходимость совершенствования механизма закупок лекарственных препаратов, процедур проведения торгов. Если лекарственный отечественный аналог уступает импортному, то надо закупать импортный. Сейчас тендерные игры приводят к частой смене лекарственных препаратов у пациента. У него самого (он болен гемофилией) основной лекарственный препарат по этой причине менялся 4 раза за год. Отмечалось повышение доли частно – государственного партнерства в здравоохранении. Министр здравоохранения РФ, Скворцова В.И. отметила, что сейчас его доля выросла до 22%. При этом отмечались случаи завышения тарифов оказания медицинских услуг. Вероника Игоревна заявила, что партнеры должны при оказании услуг по договору с госздравоохранением оказывать их бесплатно в рамках единых тарифов и стандартов лечения. Подверглись критике и страховые компании, которые недостаточно активно работают в интересах пациента. Именно они должны быть на страже их интересов, не ограничиваться штрафами с медицинских учреждений (часто они просто договариваются с лечебными учреждениями), а информировать пациента о его правах, объеме бесплатной медпомощи, и т.п. Похоже, что пациентов специально недоинформируют, чтобы они больше пользовались услугами платной медицинской помощи. Запутанность программ госгарантий этому тоже способствует.

Родители детей (более 50%) не знают о своем праве на 50% скидку на лекарственные препараты для детей.
В выступлениях отмечалось, что в стране отсутствует система оценки качества оказания медицинских услуг в первичном звене.

Были и такие выступающие, один из докторов от Тамбовской области, которые убеждали, что все в здравоохранении, нормально, особенно с финансированием, необходимы лишь косметические процедуры. Но они не были поддержаны участниками. Рошаль Л.М. отметил, что уровень критики здравоохранения на форуме излишне категоричен. Во второй день он в выступлении перед Президентом РФ, участниками форума заявил, что именно благодаря усилиям врачебного сообщества здравоохранение смогло себя сохранить в трудные 90-е годы в условиях отсутствия финансирования.

Обращала на себя внимание излишня заорганизованность форума: на некоторых секциях форума, сложно было получить слово, вместе с тем его давали очевидно знакомым. В форуме принимало участие много известных представителей врачебного сообщества. Собственно, представители пациентских организаций были менее заметны, – во многом это был конгресс врачебного сообщества. Часто, и это распространенная в общественной среде ситуация, когда коллеги от общественных организаций, особенно московских, а особенно представители врачебного сообщества, перебирают выделенный им на выступление лимит времени, отнимая его и лишая этим возможности выступить у других записавшихся на выступление.

Краткость-сестра таланта! – этот девиз должен стать и одним из девизов общественности, особенно в вопросах общественного сопровождения здравоохранения. Ведь здесь всегда все на острие эмоций, много проблем. Удивило и количество представителей бизнеса, участвующих в работе форума. Это дает им возможность с легкостью продвигать свои интересы на этой площадке, порой напрямую транслируя их Президенту РФ, как это было с тест-системами Компании «Элта» в ноябре 2015г. Это наблюдалось и в этот раз, но не дошло до прямого продвижения продукции фирм на пленарном заседании с участием Президента РФ. Галичаев М.П. принял участие в работе двух дискуссионных площадок: «Лекарственное и технологическое обеспечение здравоохранения – резерв для повышения доступности и качества медицинской помощи» и «Экономика и управление системой здравоохранения: устойчивость и развитие». Он не смог выступить со своим предложением об отмене монетизации льгот в связи с улучшением лекарственного обеспечения федеральных льготников. Но вопрос настолько назрел, настолько актуален сегодня, когда надо улучшать или сохранять уровень лекарственного обеспечения в условиях экономического кризиса при той же массе денег, что подобные предложения прозвучали, хоть и не столь внятно, как хотелось бы, от одного из участников от Санкт Петербурга, от Московской диабетической ассоциации. А также звучали и на секции по вопросам экономики здравоохранения. Тем не менее, предложение в письменном виде было им передано ранее по электронной почте в адрес организаторов форума, отдано модератору круглого стола по лекарственному обеспечению, члену Федерального штаба ОНФ, доктору Рошалю Л.М.
Президент РФ, В.В. Путин, выступая на форуме 7 сентября 2015 отметил, что проблем в здравоохранении больше, чем решенных вопросов и пообещал направить изменения в нужное русло.

Президент пообещал, что все идеи и замечания, которые будут высказаны на проходящем в Москве форуме, будут услышаны руководством РФ. Путин заявил: «Хочу заверить, что, как и в прошлом году, мы примем самые серьезные меры по реализации тех идей и замечаний, которые возникли в ходе работы ОНФ по этому направлению».

Глава государства напомнил, что Общероссийский народный фронт был создан именно для осуществления прямой связи с обществом и реализации обратной связи. «Такая непосредственная, прямая связь с обществом, обратная связь чрезвычайно важна», — заключил президент.

Среди основных проблем В.В.Путин назвал соотношение платной и бесплатной медицины, качество обслуживания, подготовку врачей, фармацевтику, а так-же социальные гарантии и уровень зарплаты самих медицинских работников.
Президент отметил, что оптимизация кадрового звена российского здравоохранения должна быть направлена на повышение квалификации медицинских работников. Он рассказал о дефиците контроля в сфере платных медуслуг.

В.В. Путин связывает рост объемов платных медицинских услуг, на которые жалуются участники форума ОНФ, с «дефицитом контроля». «Средства, необходимые для полноценной работы системы ФМС (Фонда обязательного медицинского страхования), выделяются государством в полном объеме и в нужные сроки, предусмотренные документами, доходят до регионов», – заявил глава государства. По его словам, «поэтому ссылка на то, что чего-то не хватает, абсолютно несостоятельна».
Однако В.В.Путин признал, что «дефицит контроля существует». По его мнению, во время нынешних реформ в здравоохранении, расходование средств из Фонда ОМС должно строго контролироваться местными властями и Росздравнадзором. «Это все нуждается в совершенствовании, жестком контроле со стороны прежде всего региональных властей», – указал президент, добавив, что «Росздравнадзор должен этим тоже заниматься».

Также глава государства считает, что необходимо улучшить систему информирования граждан о бесплатных медицинских услугах: «Нужно говорить о большей информированности населения. Это легко сегодня сделать, используя возможности интернета».

Президент отметил, что «…деньги на здравоохранение государством выделяются и немалые, заметил президент. Средний объем финансирования отрасли за предыдущие три-четыре года – 3,6% от ВВП. Это порядка 500 миллиардов рублей в год. Вопрос в том, насколько эффективно и как эти средства расходуются. Средства, необходимые для полноценной работы системы ОМС, выделяются государством в полном объеме, я хочу это подчеркнуть – в полном объеме и в нужные сроки, предусмотренные соответствующими документами, доходят до регионов. Поэтому ссылка на то, что чего-то не хватает, абсолютно не
состоятельна. Гражданин должен точно и ясно понимать и знать, что ему положено бесплатно, а на что в принципе, как дополнительная какая-то услуга, он, если захочет, может истратить какие-то свои личные сбережения, личные средства. Нужно, чтобы в каждом регионе Российской Федерации и на уровне, и по линии соответствующих структур медицинских была полная информация у граждан. Это легко сегодня сделать, используя возможности Интернета». Также В.В.Путин отметил, что расходы на здравоохранение в 2016 году будут немного меньше, чем в текущем, однако средний уровень расходов за несколько лет должен сохраняться на одном уровне.. И потребовал прекратить «тырить деньги», жёстче контролировать цены на лекарства, вернуть все бесплатные медицинские услуги.

Кроме того, Президент РФ сделал заявление, которого ждали многие: запрета на импортные препараты и технику не будет: « Еще одна тема, которая беспокоит многих – доступность лекарств. Препараты по льготным ценам из списка жизненного необходимых не всегда бывают в аптеках. При этом высокая степень зависимости от зарубежных препаратов является угрозой национальной безопасности страны, считают участники форума. Тема сверх-чувствительная для многих». Поэтому, говоря об импортозамещении в этой области, Владимир Путин призвал быть осторожными: «Задача на ближайшую трехлетку – до 90% всех лекарственных препаратов должны производиться в России. Но это не значит, что на импортные лекарства или технику вводится запрет». «Мы никогда не говорили, не говорим и не собираемся говорить, что мы будем запрещать какие-то импортные препараты или импортную технику. Ни в коем случае! Нужно просто развивать у себя, с тем, чтобы у нас появились конкурентоспособные вещи, не только дженерики, но и свои формулы нужно разрабатывать и внедрять. Я знаю, что на многих наших фармацевтических предприятиях сейчас работают такие великолепные, такие замечательные, высоко продвинутые специалисты, созданы целые научные коллективы, которые в состоянии предложить эти новейшие формулы и даже расширить список лекарств, которые мы будем производить здесь, в России, и будем предлагать мировому рынку».

М.П. Галичаев,

президент ЮМДА

СКАЧАТЬ PDF газета Диабет и жизнь № 8 сентябрь-октябрь 2015