Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Газета "Диабет и Жизнь" » 2015 » октябрь – ноябрь 2015, №9-10 (214-215) » О некоторых аспектах психологической помощи пациентам с сахарным диабетом.

О некоторых аспектах психологической помощи пациентам с сахарным диабетом.

Всемирный день борьбы с диабетом был учрежден Международной диабетической федерацией совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1991 году в ответ на обеспокоенность возрастающей частотой случаев заболевания сахарным диабетом в мире.

Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам, возникающим в связи с эпидемическим распространением сахарного диабета среди населения нашей планеты. В каждой стране, в каждом регионе у этих проблем разные проявления и особенности. Эти проблемы так же многолики как сама жизнь. Вместе с их разнообразием есть и общие моменты. В этой статье речь пойдет о некоторых психологических сторонах сахарного диабета.

Следует признать, что становясь фактом жизни человека, диагноз сахарного диабета неизбежно приводит к психологическим страданиям той или иной степени выраженности. Сам факт такого диагноза неизбежно приводит к необходимости трансформации жизненного проекта. И необходимость такой трансформации требует приложения усилий. В зависимости от личностных особенностей необходимость таких систематических усилий на протяжении всей оставшейся жизни приводит к различным личностным реакциям – одни воспринимают это как вызов, и стремятся совладать с ним, для других это становится фрустрирующим контекстом, кризисной ситуацией, психологической травмой. Для заболевшего ребенка, в зависимости как от возраста, так и от особенностей воспитательного стиля в семье, это может усугубиться реакциями родителей, других членов семьи.

Фрустрация (от лат frustratio — обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Типы причин, вызывающих фрустрацию: 1)лишение (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности; 2) потеря (deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности; 3) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

Термин «психическая травма» используется при описании критического состояния на психологическом и патопсихологическом уровнях. Психическая травма это жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящие к глубоким психологическим переживаниям; это эмоционально значимое событие, связанное с негативными переживаниями.

Кризисная — ситуация, когда человек сталкивается с “невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни”; проблемой потенциальной или актуальной угрозы удовлетворению основных потребностей; и из которой он не может уйти или разрешить в короткое время и привычным способом. В кризисной ситуации происходит разрыв целостности человека на всех четырех уровнях проявления им себя: когнитивном, ролевом, социальном и личностном. Когнитивный разрыв проявляется в непонимании того, что произошло. Ролевой разрыв можно рассматривать как неспособность пострадавшего исполнять свои функции в семье и в учебе/на работе. Социальный разрыв — отдаление от семьи и друзей. На личностном уровне разрыв характеризуется как неспособность отдавать себе отчет в происшедшем физически или эмоционально.

Выделяют четыре последовательных стадии кризиса:
1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы;
2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;
3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних ресурсов;
4) если все попытки оказываются тщетными, то повышается тревожность и депрессивность, появляются чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности и поведения.

Есть два варианта разрешения кризисной ситуации:
1) главным способом избавиться от травмирующего действия нарастающего напряжения является переориентация на другие объекты или способы удовлетворения потребностей (т.е. поиск замещающего объекта);
2) использование психологических защит.
При этом главное место принадлежит переживанию, которое представляет собой внутреннюю (психическую) работу и определяет характер и направленность действий, с помощью которых человеку удается перенести те или иные жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, справиться с кризисной ситуацией.
Bозникающая при кризисной ситуации напряженность, а также связанные с ней переживания, могут оказывать влияние на появление (усиление) определенных личностных особенностей и моделей поведения.

Выделяют восемь базовых психологических защит – мания, истерия, агрессия, психопатия, депрессия, паранойя, пассивность, обсессия.

Развитие указанных возможных защитных реакций, реакций ухода/убегания из/ в болезнь так же может быть ускорено и/или усилено под дополнительным воздействием «кругов уязвления», состоящих из дискриминирующих воздействий со стороны различных субъектов окружающей социальной среды(школа, сверстники, педагоги, врачи, социальные работники, аптечные работники, представители органов власти различных уровней и т.д.).

Для формирования позитивных совладающих индивидуальных стратегий пациентов с сахарным диабетом для каждого из них должны быть сформированы так называемые «круги помощи», обязательным компонентом которых должна быть профессиональная психологическая, а при необходимости и психотерапевтическая, помощь. Но это то, как может быть. В действительности, пациенты разных возрастов с сахарным диабетом в нашем обществе фактически лишены систематической и системной психологической поддержки и помощи.

Голубев В.Г. врач-психотерапевт, сертифицированный Практик Европейской Ассоциации Психотерапии (EAР), действительный член ППЛ РФ, официальный преподаватель Национального класса ППЛ РФ, г. Краснодар. Е–mail:v_g_golubev@mail.ru