Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Наши права » Защита прав: история успеха в обеспечении средствами самоконтроля

Защита прав: история успеха в обеспечении средствами самоконтроля

Ниже изложено история защиты прав больного сахарным диабетом на обеспечение средствами самоконтроля в соответствии с действующим стандартом. Она полезна и показательна тем что в ней представлены все необходимые ссылки на действующие нормативные акты, регулирующие эту сферу. А также представлен алгоритм действий пациента и органов, необходимая аргументация и формулировки, которые могут быть использованы другими пациентами с диабетом при защите своих прав.

Редакция

дело №2-5255/15

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2015 года Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего судьи Махова В.В.,
при секретаре Грехневой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном за­седании дело по иску прокурора города Армавира Краснодарского края в инте­ресах несовершеннолетнего Сайпулаева Эмина Тамерлановича к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании незаконным не обеспе­чение тест-полосками для контроля глюкозы в крови,

УСТАНОВИЛ:

В суд поступило исковое заявление прокурора города Армавира Краснодар­ского края в интересах несовершенно­летнего Сайпулаева Э.Т. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании незаконным не обеспечение тест-полосками для контроля глюкозы в крови.

В обоснование заявленных тре­бований указано, что в прокуратуру города Армавира Краснодарского края обратился представитель региональной общественной организации инвалидов «Краснодарское краевое диабети­ческое общество» Семизаров А.Е. в интересах ребенка-инвалида Сайпула­ева Э.Т. о нарушении его прав на го­сударственную социальную поддержку. Проверкой установлено, что Сайпулаев Э.Т., 07.07.2003 года рождения, отно­сится к категории «ребенок-инвалид», включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение госу­дарственной социальной помощи. В соответствии с законодательством полномочиями по обеспечению ле­карственными средствами и издели­ями медицинского назначения групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, обладает уполномоченный орган субъекта РФ, то есть Министерство здравоохранения Краснодарского края, соответственно в случае невыполнения в полном объеме указанных полномочий ответственность лежит на указанном органе.

В соответствии со Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахар­ном диабете, утвержденным Прика­зом Минздравсоцразвития России от 11.09.2007г. №582, обеспеченность де­тей тест-полосками должна составлять 730 штук в год.

Приказом Минздрава России от 09.11.2012г. №750н «Об утверждении стандарта первичной медико-сани­тарной помощи детям при инсулино­зависимом сахарном диабете», всту­пившим в законную силу 28.06.2013г., установлено, что обеспеченность детей тестполосками должна составлять 1 460 штук в год.

Для контроля глюкозы в крови ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. был обеспечен тестполосками в 2013 году в количестве 450 штук, в 2014 году в количестве 850 штук. Кроме того, ребенок находился в стационаре ГБУЗ «Детская краевая клиническая боль­ница» в 2013 году 9 койко-дней и в 2014 году – 8 койко-дней, в указанное время был обеспечен тест-полосками в достаточном количестве. Вместе с тем в соответствии со стандартами первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахарном диабете Сайпулаев Э.Т. должен был получить в 2013 году 1 095 тест-полосок (1 полу­годие – 365 штук + 2 полугодие – 730 штук), в 2014 году – 1 460 тест-поло­сок. Таким образом, ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. недополучил в 2013 году 645 тест-полосок, 2014 году – 610 тест-полосок, а всего 1 255 тест-поло­сок, в результате чего нарушено право ребенка – инвалида Сайпулаева Э.Т. на охрану здоровья.

На основании изложенного проку­рор города Армавира Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего Сайпулаева Э.Т. просил суд обязать Министерство здравоохранения обес­печить ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. не выданными в 2013 и 2014 годах тест-полосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1 255 штук.

В судебном заседании представи­тель прокуратуры, уточнив исковые требования об обязании обеспечить ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. не выданными в 2013 и 2014 годах тест-по­лосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1 187 штук, просила суд удовлетворить заявленные требования.

Представители Министерства здра­воохранения Краснодарского края, дей­ствующие на основании доверенностей, представив письменные возражения, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители третьего лица – ГУП КК «Кубаньформация», привлеченные судом к участию в деле, действующие на основании доверенностей, также просили суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав мнение сторон, тре­тьих лиц, изучив материалы дела, счи­тает, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Как установлено судом, Сайпулаев Э.Т., 07.07.2003 года рождения, явля­ется ребенком-инвалидом с диагнозом сахарный диабет 1 тип, тяжелая фор­ма, декомпенсация, установленный с 24.12.2012г., что подтверждается справ­ками МСЭ-2011 №4338378 от 16.01.201 Зг, МСЭ-2012 №2095581 от 16.12.2013г., МСЭ-2013 №1736451 от 10.12.2014г.

В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицин­скую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказы­вается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст.ст.6.1,6.2 Федерального Закона РФ №178-ФЗ «О государствен­ной социальной помощи» от 17.07.1999г. право на получение государственной социальной помощи в виде набора со­циальных услуг имеют дети-инвалиды, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандар­тами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами* издели­ями медицинского назначения, а также специализированными продуктами ле­чебного питания для детей-инвалидов.

Федеральным Законом РФ от 18.10.2007г. N 230-ФЗ «О внесении из­менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» внесены изменения в Фе­деральный закон « О государственной социальной помощи», дополнительно введена ст.4.1, предусматривающая, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осу­ществления органам государственной власти субъектов Российской Федера­ции, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение госу­дарственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными про­дуктами лечебного питания для детей- инвалидов:

1) организация размещения зака­зов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвали­дов,

2) организация обеспечения на­селения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красно­дарского края отдельными государ­ственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальному образованию город Армавир были пе­реданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении ле­карственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Законом Краснодарского края от 13.12.2011 года №2398-К3 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления му­ниципальных образований Краснодар­ского края отдельными государственны­ми полномочиями в области социальной сферы» муниципальному образованию город Армавир переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам насе­ления в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, по­лучающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, сред­ства самоконтроля и диагностические средства, либо перенесших пересадки органов и тканей, получающих иммуно­депрессанты.

В соответствии с действующим законодательством в сфере здраво­охранения, учредителем и главным распорядителем бюджетных средств муниципальных учреждений здраво­охранения является орган местного самоуправления. Таким образом, ор­ганы местного самоуправления само­стоятельно определяют приоритеты в распределении поступивших денеж­ных средств. При этом необходимые лекарственные препараты закупаются муниципальными образованиями также самостоятельно.

Как установлено судом и подтвер­ждено документами, представленными в судебном заседании представителями Министерства здравоохранения Красно­дарского края, заявка муниципального образования город Армавир на тест-по­лоски в 2013г., 2014г. была выполнена полностью.

Согласно ст.37 Федерального За­кона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Россий­ской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. По­рядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Ми­нистерства здравоохранения РФ от 20.12.2012г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания ле­карственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препара­ты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», рецепт выписывается медицинским работником на рецептурном бланке установленной формы в 3-х экземплярах, с двумя экземплярами которого пациент обра­щается в аптечную организацию.

Согласно приказа министерства здра­воохранения РФ от 20.12.2012г. №1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка офор­мления указанных бланков, их учета и хранения» медицинским работникам запрещается выписывать рецепты при отсутствии медицинских показаний.

Как установлено судом, и подтвер­ждается письмом Управления Здра­воохранения администрации муници­пального образования город Армавир №168/33-29 от 13.02.2015г., Сайпулаев Э.Т. наблюдается специалистами по­ликлиники №2 МБУЗ «Детская город­ская больница» г.Армавира. В 2013г., 2014г. Сайпулаев Э.Т. получил ле­карственные средства и медицинские изделия. В 2013г. на сумму 23 561,53 рублей, в том числе тест-полоски в количестве 450 штук, в 2014г. на сумму 24 443,09 рублей, в том числе тест-полоски в количестве 850 штук.

Ссылка прокурора города Армави­ра на приказ Министерства здравоох­ранения РФ от 09.11.2012 года №750н «Об утверждении стандарта первич­ной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном ди­абете» о необходимости обеспечить Э.Т.Сапулаева 1460 штук тест-поло­соками необоснованна. В указанном приказе идет речь об усредненном показателе кратности применения исследования уровня глюкозы крови с помощью анализатора.

Таким образом, при обращении законного представителя несовер­шеннолетнего и соответствующих медицинских показаниях выписывает­ся рецепт на медицинский препарат, который обеспечивается в аптечной организации.

В судебном заседании уста­новлено, что к специалистам №2 МБУЗ «Детская городская больни­ца» г.Армавира представитель не­совершеннолетнего Сайпулаева Э.Т. – Сайпулаева Л.В. для получения дополнительных тест-полосок сверх полученных в 2013г., 2014г. не об­ращалась.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссы­лается как на основания своих тре­бований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были ис­следованы в судебном заседании.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оце­нивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основан­ному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказатель­ства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, досто­верность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В связи с тем, что истцом не представлено суду доказательств обращения в 2013 – 2014г .г. предста­вителя несовершеннолетнего Сайпу­лаева Э.Т. к лечащему врачу с целью получения рецептов на получение дополнительных тест-полосок, а так­же доказательств представления в аптечные организации г.Армавира указанных рецептов, равно как и доказательств отказа аптечных орга­низаций г.Армавира обеспечить несо­вершеннолетнего ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. дополнительными тест-полосками сверх полученных им через своего законного предста­вителя в 2013г., 2014г., у суда не имеется достаточных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора города Армавира.

При вынесении решения суд при­нимает также во внимание и тот факт, что тестполоски, о которых идет речь, выписываются гражданам, имеющи­ми определенные заболевания, по мере необходимости и надобности в них периодически в определенное время. В судебном заседании пред­ставитель прокуратуры не смог пояс­нить суду – каким образом в случае удовлетворения иска тест-полосками в количестве 1187 штук сможет рас­порядиться несовершеннолетний ре­бенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. и его законный представитель, принимая во внимание, что они требуются по мере необходимости периодично, не­совершеннолетний ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. в настоящее время их исправно получает, и, принимая во внимание тот факт, что предоставле­ние по рецептам тест-полосок носит плановых характер.

На основании изложенного, руко­водствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых тре­бований прокурора города Армавира Краснодарского края в интересах не­совершеннолетнего Сайпулаева Эми­на Тамерлановича к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить несовершенно­летнего ребенка-инвалида Сайпулаева Эмина Тамерлановича тестполосками для контроля глюкозы в крови за пе­риод 2013-2014г.г. в количестве 1 187 штук – отказать.