![]() |
||
|
Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Диабет и дети » Методическое пособие для учителей школ, где учатся дети с сахарным диабетом
Методическое пособие для учителей школ, где учатся дети с сахарным диабетомВВЕДЕНИЕ Диабет — пока еще неизлечимое заболевание, которое может привести к осложнениям и инвалидности ребенка. Оно требует особой системы инсулинотерапии (до пяти уколов в день), режима питания и отдыха и значительно ограничивает его жизнедеятельность. Это значит, что такие дети нуждаются не только в дополнительной заботе при учебном процессе, но и в процессе реабилитации. Дополнительной заботы требует и семья, воспитывающая ребенка с диабетом. Ребенок с диабетом может быть также освобожден от всех или части экзаменов. Директор школы, где обучается ребенок, решает, кто из учителей (классный руководитель, завуч и т.д.) возьмет на себя обязанность в выполнении организационных аспектов проблемы его реабилитации в школе, и контролирует состояние дел по этому вопросу. Возможно, для ребенка с диабетом в отдельных случаях придется время от времени выбирать форму обучения на дому. ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Сахарный диабет — это такое состояние организма, при котором не вырабатывается достаточное количество инсулина. Инсулин — химическое вещество, которое продуцируется особыми клетками поджелудочной железы и циркулирует в крови, воздействуя на множество различных тканей организма. В организме здорового человека поджелудочная железа присутствует такое количество инсулина, которое необходимо для усвоения пищи. Когда инсулина не хватает, уровень глюкозы (сахара) крови значительно повышен. Ребенок часто пьет, много мочится, теряет энергетические запасы организма, худеет. Эти симптомы характерны для болезни в ранней ее стадии. Все дети, у которых выявлен диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина, так как его нельзя принимать просто как лекарство или таблетку — он разрушается и не производит нужного действия. Основная тяжесть в процессе возвращения ребенка с диабетом к нормальной жизни ложится на плечи родителей и ближайшего его окружения. Важнейшее место здесь, конечно же, принадлежит школе. Поэтому школьный учитель, в особенности классный руководитель, должен иметь необходимую информацию об этом заболевании и его течении. Дети есть дети, и даже учащиеся старших классов школы нуждаются в ненавязчивом, осторожном присмотре. Эта информация дается не для того, чтобы дети с диабетом стали объектом особого покровительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет о некоторой дополнительной заботе о них, вызванной теми критическими ситуациями, в которых они могут оказаться из-за болезни. В первую очередь, на протяжении всех лет обучения ребенка в школе очень важны личные контакты классного руководителя с родителями. При этом первое время родители больного ребенка будут ему плохими помощниками, поскольку могут находиться буквально в шоковом состоянии после известия о заболевании — в первые месяцы им придется «переварить» массу информации о том, как ухаживать за ребенком, делать уколы, рассчитать правильный режим питания, научиться постоянному контролю за течением заболевания. В дальнейшем же, безусловно, все вопросы учебно-воспитательного характера следует решать совместно. Конечно, классному руководителю следует ознакомиться с необходимой информацией о диабете как заболевании и довести ее до сведения других учителей (отдельная информация также должна быть для школьной медсестры, учителя физкультуры, работников столовой). МОЖНО ЛИ ЗАРАЗИТЬСЯ ДИАБЕТОМ? Диабет — это неинфекционное заболевание. Это ясно для взрослых, но юные друзья ребенка с диабетом могут быть менее уверены. Поэтому важно сообщить его друзьям как в школе, так и дома, что они не смогут заразиться диабетом. Самым лучшим способом может быть объяснение этого факта всему классу после возвращения ребенка из больницы в школу. Медсестра в школе должна поговорить с друзьями ребенка и учителями о диабете и показать им, как делаются инъекции инсулина и анализы глюкозы крови. Также ребенок должен рассказать им о симптомах гипогликемии и что они смогут сделать, чтобы помочь ему. Особенно важно подросткам с вновь диагностированным диабетом все рассказать своим друзьям. Если по какой-либо причине ребенок не сделал это вскоре после постановки диагноза, то очень вероятно, что он не скажешь им об этом никогда. Когда ребенок говорит другим людям, что у тебя диабет, это становится важной частью принятия своего диабета. БУДЕТ ЛИ ДИАБЕТ, ЕСЛИ ЕСТЬ МНОГО СЛАДКОГО? Нет! Употребление конфет не влияет на риск развития диабета 1 типа в подростковом возрасте или детстве. Если вы являетесь родителями маленького ребенка, не забудьте сказать об этом его друзьям, так как младшие дети особенно часто интересуются, могут ли сладости также вызвать у них диабет. Родители могут попасть в ловушку, думая: «Если бы мы только сделали то или это по-другому, возможно, наш ребенок не имел бы диабета». Но они не должны так винить себя. Говоря в целом, не существует ничего особого, что родители смогли бы сделать по-другому, чтобы предупредить развитие диабета 1 типа у своего ребенка. КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ. ГИПОГЛИКЕМИЯ Симптомы гипогликемии: В принципе, каждый ребенок (кроме самых маленьких, которые могут сразу потерять сознание) заранее чувствует приближение гипогликемии. Проблема состоит в том, чтобы он не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно срочно достать из портфеля и, вне зависимости от того, где он находится (например, на уроке), выпить сладкий фруктовый сок (0,5 стакана) или съесть три кусочка сахара (конфеты), или печенье, или выпить 0,5 стакана обычной пепси-колы, или принять 3 таблетки глюкозы по 5 граммов. Действия учителя: Следует также решить вопрос о месте хранения сладостей (сок, конфеты и пр.), необходимых для выведения из гипогликемии, если их не оказалось в портфеле ребенка. Необходимо знать, куда звонить в экстренном случае, как при необходимости срочно связаться с родителями; как правильно поступить, если в школе нет в это время медицинского работника. Где-то, если постоянно работает медицинская сестра, ребенок может не уходить после 5-го урока домой для того, чтобы сделать инъекцию инсулина и пообедать, а потом опять вернуться в школу — он делает укол у нее в кабинете и обедает в школьной столовой (пища ребенка с диабетом почти не отличается от обычной; просто, например, сладкий компот можно заменить несладким чаем). Где-то ребенок делает укол в кабинете у классного руководителя (дети с диабетом пользуются специальными шприц-ручками или одноразовыми шприцами, которые просты в употреблении и не нуждаются в кипячении). Если ребенок делает укол в школе, он должен в течение 30 минут после укола обязательно поесть, иначе может развиться состояние тяжелой гипогликемии. Во многих школах ребенок после 5-го урока уходит домой сделать укол и поесть, а потом возвращается в класс на 7, 8 уроки, в группу продленного дня, для участия в различных школьных мероприятиях. При этом получается, что каждый учебный день он пропускает один урок — и здесь следует решить этот вопрос с учителями-предметниками — стоит ли как-то отрабатывать этот урок. Так или иначе, инициатором решения всех организационных проблем в школе, где зачастую нет медицинского работника, психолога или медицинской сестры, в обязанности которых входит брать на себя проблемы организации реабилитационного процесса ребенка с диабетом, выступает классный руководитель или завуч, занимающийся проблемами воспитания. 6. Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом. Здесь много сложностей — не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете: опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить. Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки достичь согласия с родителями в решении этого вопроса, поскольку совсем удержать в тайне информацию о заболевании невозможно. Несомненно, надо принять во внимание, каков класс как коллектив, каковы там взаимоотношения в целом и отношение к данному ребенку персонально; следует ли говорить о заболевании всему классу или взять себе в помощники в этом смысле некоторых учеников, которые дружат с больным ребенком, более ответственны и доброжелательны. 7. Особое внимание следует уделить самому ребенку с диабетом. 8. Сложности определенного плана существуют и у учащихся старшего возраста. Они могут уже самостоятельно справиться с организационными моментами — сами делают уколы, следят за временем приема пищи. Однако, психологически этот возраст, с учетом заболевания, очень сложен. Пожалуй, впервые они осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии — не все они доступны людям с диабетом; реальном существовании тех сложностей, которые сопутствуют им — необходимость делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим, осуществлять самоконтроль и т.д. Часто эти сложности создают у таких учеников впечатление недостижимости многих жизненных целей, естественных для любого человека (иметь друзей, создать семью, получить желаемую профессию и работу, заниматься спортом и т.д.). Поэтому для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей, ему приходится совсем тяжело. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ Эта ситуация у ребенка, больного диабетом, не так страшна, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови «набирается» не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого. Причины же повышения уровня сахара крови бывают разные: малое количество инсулина — неправильно подобранная его доза; любой стресс, заболевание и т.п. При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет. Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку, заметив: «Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!», это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию. ПОРЯДОК ПИТАНИЯ ПРИ ДИАБЕТЕ Наряду с инсулинотерапией важным элементом лечения диабета является правильно подобранное питание. Таким образом, учитель должен разрешить ребенку с диабетом принимать пищу в определенное для него время, независимо от того, в каких обстоятельствах он находится — в классе или на экзамене, экскурсии или во время похода в театр. Просто нужно убедиться, что у ребенка есть с собой еда, которую он сможет съесть в нужное время. Если же ученик должен сдавать зачет или экзамен, желательно подобрать для этого время так, чтобы оно не совпадало со временем приема пищи. ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ И СПОРТ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ, ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ) Ребенок с диабетом получает от врача наставления и советы по вопросу о том, как ему вести себя при физических нагрузках. Они не запрещены ребенку, напротив, в умеренных объемах и под контролем спорт и физические упражнения ему показаны. Во всем мире существует масса примеров того, как профессиональные спортсмены, будучи больны диабетом, не меняют своего образа жизни из-за болезни, умело рассчитывая физическую нагрузку, режим и инсулинотерапию. Физические упражнения заставляют организм «сжигать» сахар быстрее, чем в обычной обстановке. Учителю физкультуры необходимо иметь в виду, что дети с диабетом перед занятиями должны обязательно поесть или в крайнем случае съесть что-то сладкое (например, шоколадку). Если у ребенка все же начнут развиваться симптомы гипогликемии во время занятий физкультурой, ему необходимо срочно дать что-то сладкое, а затем отправить поесть. Особенно внимательно следует наблюдать за ребенком в плавательном бассейне, так как плавание сильно снижают уровень сахара крови. Если же ребенок принимает участие в спортивном мероприятии, например, в соревновании, кроссе или футбольном матче, у него должен быть в кармане сахар, а у организаторов соревнования — «пепси» или другой сладкий напиток. Они могут срочно потребоваться в ситуации с гипогликемией и ее следует обязательно иметь в виду именно взрослым, поскольку ребенок может о ней забыть. Итак, о чем должен помнить учитель физкультуры или тренер, имея в своей группе ребенка с диабетом: СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ С учетом современных возможностей компенсации диабета, способов ежедневного самоконтроля и гибкого выбора схемы лечения, в настоящее время снят запрет для больных диабетом на освоение большинства профессий. Как правило, молодые люди с диабетом, у которых нет других тяжелых заболеваний или серьезных осложнений, могут и должны выбирать себе тот род деятельности и профессию, которые им нравятся, к которым они имеют склонность и способности. Ограничения при выборе профессии для молодых людей с диабетом вызваны опасностью внезапного возникновения гипогликемии, сопровождающейся возможным нарушением способности к концентрации, сниженной реакцией, нарушением зрения, спутанностью сознания. Поэтому больным диабетом не рекомендуется заниматься той деятельностью, при которой не исключена опасность для жизни самого больного или других людей, обусловленная подобным состоянием. К таким видам деятельности относятся: При рассмотрении вопроса о профессии преподавателем, школьным психологом и родителями, помогающими учащимся в этом непростом деле, следует иметь в виду, что диабет — заболевание, чреватое различными осложнениями и, следовательно, возможной потерей трудоспособности. Можно рекомендовать выбрать, например, занятия языками, гуманитарные профессии, имеющие спокойный, облегченный режим работы. В любом случае, никогда нельзя из-за болезни не разрешать овладеть той или иной специальностью, если только она не входит в перечень официально запрещенных для людей с диабетом. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ РЕБЕНКА С ДИАБЕТОМ? В начале заболевания ребенок бывает буквально раздавлен новостью о том, что он болен. Да и сама болезнь, которая требует ежедневных уколов инсулина, строгого соблюдения режима питания и жизнедеятельности, очень необычна и страшна. Многому нужно учиться, от многого отказаться. Сразу встает вопрос, говорить или не говорить о болезни в школе, родственникам, окружающим. Ребенок официально получает статус инвалида с детства, что, естественно, не добавляет радости. Многие предпочитают ничего не говорить о болезни, скрывать даже в школе, что ребенок болен, не понимая, какой опасности они подвергают его жизнь. Конечно, каждая семья решает самостоятельно этот вопрос, но даже если родители никому, кроме учителя, не говорят о болезни, все равно поведение ребенка отличается от окружающих его сверстников и вызывает нездоровый интерес в классе. Очень много проблем возникает у подростков. Ведь в этом возрасте идет активный процесс жизненного самоопределения, поиска своего места среди сверстников. Болезнь накладывает отпечаток на этот процесс — подростки «комплексуют», им кажется, что болезнь оттолкнет от них друзей, они не смогут создать нормальную семью, получить любимую профессию, устроиться на работу. Поэтому детям и подросткам с диабетом нужно помочь наладить отношения со сверстниками, постараться сделать так, чтобы они «не выпадали» из общего круга интересов и дел класса, дать шанс реализовать себя. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, о чем необходимо помнить: Если запланирован поход или экскурсия, можно пригласить родителей или бабушку (дедушку) ребенка принять участие в этом мероприятии — они смогут и помочь учителю, и ненавязчиво проконтролируют ребенка. Проявив терпение, внимание и такт, вы поможете вашему ученику адаптироваться к окружающему миру, не бояться болезни, а научиться управлять ею. Медицинской сестре следует обязательно встретиться с родителями ребенка и предложить им принести в школу дубликат выписки из истории его болезни. Медицинская сестра по договоренности с родителями может иметь в кабинете запасные одноразовые инсулиновые шприцы, инсулин, средства самоконтроля, ГлюкаГен ГипоКит. Все необходимые средства могут быть представлены в медицинский кабинет родителями ребенка с диабетом. Что же помогает человеку с диабетом, помимо собственных усилий, выстоять в нелегкой борьбе с диабетом? Конечно, забота и внимание со стороны родных, друзей, всех окружающих. Многие люди с диабетом, вопреки заболеванию, становятся яркими личностями в своей профессии, творчестве, спорте: это известные писатели и поэты, актеры и режиссеры, певцы и музыканты, альпинисты и пловцы, футболисты и автогонщики — все они объединены величайшей способностью не отступать перед трудностями, волей к победе и просто любовью к жизни.
Сайт : diabet-spb.ru |
|
Южная Межрегиональная Диабетическая Ассоциация© 2009 При использовании размещённых на сайте dia-don.ru текстовых материалов прямая, активная, индексируемая ссылка на источник обязательна.
|