Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Диаресурсы » Целевое финансирование и устойчивость некоммерческих диабетических организаций

Целевое финансирование и устойчивость некоммерческих диабетических организаций

В структуре диабетических обще­ственных объединений Юга России можно выделить: ассоциации специа­листов-эндокринологов, общественные организации больных сахарным диабе­том, межрегиональные ассоциации (ЮМДА), региональные, краевые и об­ластные, городские, районные (взрос­лые, молодежные, детские с участием родителей и после 12 лет самих де­тей), в том числе и их филиалы и пред­ставительства; а также отделения рос­сийских объединений (РДА), в других общественных организациях инвали­дов, фондах защиты прав больных са­харным диабетом, некоммерческие партнерства.

Деятельность ассоциаций врачей направлена на совершенствование их профессио­нальных возможностей, внедрение передовых технологий лечения с при­влечением ресурсов от заинтересо­ванных компаний.

Деятельность же общественных объединений больных сахарным диабетом, наряду с поддержкой вне­дрения современных технологий ле­чения, направлена на всестороннее содействие улучшению качества жиз­ни диабетиков, защиту их прав, на по­лучение высококачественного адекват­ного лечения, проведение социальных реабилитационных, адаптационных мероприятий, информационное обес­печение, взаимодействие с органами власти. Некоммерческие партнерства – это объединения узкого круга лиц, пытающихся сочетать особенно на первых этапах интересы развития бизнеса в «диабете» и общественных гуманитарных акций для диабетиков, но затем неминуемо скатывающиеся на позиции просто бизнес-интересов.

Примеров деятельности фондов на Юге России немного, но их, как пра­вило, характеризует отсутствие ответ­ственности за результаты деятельно­сти перед диабетиками, они подотчет­ны попечительскому совету. Теорети­чески возможна ситуация, когда по­печительский совет сформирован группой больных сахарным диабетом с определенными финансовыми, со­циальными возможностями, реализу­ющими мероприятия для диабетиков, посредством наемного исполнитель­ного директората-администрации. Но пока таких долгосрочных схем и про­явлений не наблюдается.

Таким образом, наиболее долго­срочно приближенные к интересам диабетиков, подотчетными в своей деятельности самим больным сахар­ным диабетом – членам НКО явля­ются общественные организации инвалидов.

Сколько стоит администрирование?

Для решения поставленных задач необходимо проводить социальные мероприятия, требующие ресурсов и их администрирования, то есть при­влечение наемного оплачиваемого персонала в лице, как минимум, ис­полнительного директора и бухгалте­ра. Либо на весь период деятельнос­ти, либо на период проведения соци­ального проекта. В настоящее время минимальные размеры оплаты труда, которые могут заинтересовать бухгал­тера, а он при этом привлекается к работе на постоянной основе, от 3 до 4 тысяч рублей. Если считать их обя­занности примерно одинаковыми с ис­полнительным директором, то в год необходимо на зарплату 72-100 ты­сяч рублей, с учетом налогов в фонд соцстраха (14%) – 82-114 т.р. Учиты­вая, что диабетические ООИ в подавляющем большинстве благотворитель­ные организации, то от привлекаемых благотворительных целевых средств на проведение соцмероприятий можно тратить только до 20% от поступив­ших средств. Добавив к фонду оплаты труда основных работников еще до 15% для расходов на деятельность (те­лефон, канцтовары и т.п.), можно рас­считать необходимый размер всего бюджета устойчивой организации, ко­торый будет равняться примерно 575-650 т.р. в год. Сегодня у нескольких диабетических НКО России можно от­метить такой уровень годового бюдже­та. Если у НКО нет такого бюджета, она в этом случае использует бесплат­ный, волонтерский труд бухгалтера и исполнительного директора, который не может быть продолжительным, так как на организацию деятельности, прове­дение мероприятий необходимо затра­чивать значительное время, усилия, а перед ними, как правило, стоит зада­ча зарабатывания средств на жизнь. При варианте общей волонтерской ра­боты бухгалтера и исполнительного ди­ректора, что маловероятно, в течение устойчиво длительного периода, и их оплате в размере 3-4 т.р./мес только за администрирование проектных, це­левых мероприятий в течение полуго­да, то административные и орграсхо­ды составят около 50т.р. в год, а, зна­чит, общий бюджет поступивших средств за год должен быть не менее 250 т.р. Это уже реальный объем бюд­жета социальной организации. Одна­ко, он требует определенных жертв со стороны персонала организации в сто­рону уменьшения притязаний на раз­мер оплаты труда до 1,5 -2 т.р. в ме­сяц. Что делает маловероятным их ус­тойчивую длительную работу в деес­пособной организации. Современный подход к отчетности и контролю за де­ятельностью организации со стороны органов юстиции (расширенные отче­ты с вероятностью выездных комплек­сных проверок с привлечением различ­ных органов финансового контроля), органов налогового контроля (усилив­ших контроль за деятельностью инва­лидных НКО после отмены для них основных налоговых льгот) только способствуют удорожанию стоимости оп­латы их труда. И, таким образом, вы­зывает нарастание нестабильности в организации и устойчивой деятельно­сти НКО.

Каковы же реальные возможности и источники пополнения бюджета диабетических НКО?

Среди различных возможных ис­точников можно выделить следующие: членские взносы составляют 2-3% от бюджета; разовая финансовая благо­творительная помощь (5-10%);регу-лярная финансовая помощь от круп­ного бизнеса – в основном это фар­мацевтические кампании, в разме­рах 50-80 % от бюджета организа­ции; получение средств через муни­ципальные гранты (3-5 %), через комитеты по делам молодежи, спорт­комитеты – сегодня такая возмож­ность кажется вполне реальной и мо­жет составить до 15-30%; получение средств через грантовые конкурсы, организуемые государством. При этом грантодателями не одобряются рас­ходы на оплату персонала организа­ции.

Доходы от оказания услуг в бла­готворительных организациях не при­ветствуются, отвлекают от деятель­ности, при небольших доходах, как правило, привлекают внимание нало­говых органов, (больше хлопот, чем дохода); доходы от учрежденных пред­приятий по нашему опыту при ны­нешнем ограниченном уровне нало­говых льгот для предприятий, неприв­лекательно: деятельность предприя­тий требует специального контроля за доходами, что не приветствуется ни одним предпринимателем.

Таким образом, диабетические НКО обречены развивать и поддер­живать грантовую конкурсную ак­тивность для обеспечения устойчи­вости деятельности.

Проект выполнен отчет сдан

Логика оформления и отчетности по предоставляемым целевым фи­нансовым ресурсам полностью соот­ветствует технологии предоставле­ния и отчетности по полученным грантовым средствам.

1. Мероприятие и его ориентировочная смета, на которое запраши­вается поддержка, обязательно должны быть отражены в годовом плане организации, утвержденном президи­умом, правлением организации.

2. Составляется проектное пред­ложение, письмо-обращение с отра­жением целей, задач, места проведе­ния, числа участников, сроков прове­дения, ожидаемых результатов, зап­рашиваемые, средства. При участии в корпоративном конкурсе и других оформляется проект в соответствии с разработанным положением и реко­мендациями по оформлению заявки.

3. При принятии решения о под­держке и перечислении средств: цели финансирования обычно отражаются в платежном поручении со ссылкой на письмо обращение, а значит, на цели поддержки, указанные в этом об­ращении. Сейчас все больше разви­вается практика предоставления по­жертвования по договору пожертво­вания на проведение одного или не­скольких социальных мероприятий На проведение мероприятия желательно пригласить спонсора, отразить его проведение в СМИ, в благотворитель­ной газете «Диабет и жизнь».

4. Проведение мероприятия офор­мляется: программой, и списком учас­тников с указанием, адресов, телефо­нов, уточненной сметой мероприятия.

5. Оформляются договора-кон­тракты на приглашаемых специалис­тов для проведения проекта, догово­ра с волонтерами.

6. Отдельно ведется бухучет по расходованию средств на проведение мероприятия, в т.ч и с отражением расходов от каждого спонсора, если их несколько.

7. Спонсору, жертвователю предо­ставляется описательный отчет о про­ведении мероприятия, с соотнесени­ем полученных результатов с резуль­татами заявленными в письме-обра­щении, а также краткий финансовый отчет с приложением копий расход­ных финансовых документов. К опи­сательному отчету прилагаются фотоматериалы, публикации в СМИ и т.п.

8. Рекомендуется в смете любого мероприятия предусматривать расхо­ды на фотоматериалы.

9. По окончании мероприятия на ближайшем заседании либо на годо­вом итоговом необходимо утвердить окончательную смету расходов по его проведению и итоги мероприятия.

М.П. Галичаев,

Председатель ЮМДА