Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » МСЭК и инвалидность » Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»

Пояснительная записка

к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»

 

Проектом постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» (далее соответственно – проект постановления, Правила) во исполнение:

— абзацев 1 и 2 пункта 6 раздела I протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 28 марта 2017 г. № 16;

— абзаца 1 пункта 3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 14 апреля 2017 г. № ОГ-П12-99пр;

— пункта 1.4 Плана мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы на период до 2020 года, утвержденного Министром труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилиным от 20 мая                           2017 г. предусмотрено закрепление следующих положений:

  • о возможности разработки или корректировки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) без пересмотра группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») и срока, на который она установлена;
  • о возможности установления инвалидности детям, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующим проведения сложных многоэтапных реабилитационных мероприятий, длительного либо постоянного систематического приема лекарственных средств и соблюдения строгой диеты, сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет в зависимости от степени выраженности нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности.
  • посовершенствованию порядка установления инвалидности (категории «ребенок-инвалид») без указания срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет) при первичном освидетельствовании;
  • о перечне заболеваний, травм, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых инвалидность может быть установлена при заочном освидетельствовании.

Необходимость внесения указанных изменений обусловлена следующим.

  1. В соответствии с пунктом 24 Правил медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина.

Согласно подпункту «е» пункта 29 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 г. № 59н, в заявлении о предоставлении услуги по медико-социальной экспертизы гражданином указываются цели ее проведения.

С учетом сложившейся правоприменительной практики, граждане обращаются в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы как в целях проведения медико-социальной экспертизы, включающей решение всех вопросов: установление инвалидности, ее причин, сроков, разработку индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего, выдачу заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), так и в целях решения отдельных вопросов из вышеперечисленных составляющих освидетельствования по медико-социальной экспертизе.

Наиболее частыми обращениями в учреждения медико-социальной экспертизы кроме общего освидетельствования, являются обращения за разработкой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

При обращении в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы только для какой-то одной цели, указанной в заявлении, у граждан возникает опасение, что одновременно будут рассматриваться и другие  вопросы, такие как изменение группы или срока инвалидности, которые были установлены ранее, зачастую много лет назад с использованием других нормативных правовых документов.

Вместе с тем, вопрос о проведении медико-социальной экспертизы только в тех целях, о которых заявил гражданин в своем заявлении, Правилами не урегулирован.

Отсутствие нормативного правового регулирования в данной сфере приводит к различной правоприменительной практике в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.

В связи с этим проектом постановления предлагается внести изменение в Правила, предусматривающее, что в заявлении на проведение медико-социальной экспертизы указываются цели ее проведения.

И тогда в случае обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы исключительно для разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, ее разработка осуществляется без рассмотрения вопроса об установленной ранее группе инвалидности (категории «ребенок-инвалид»),  срока, на который она была установлена и ее причине.

Принятие проекта постановления позволит снизить социальную напряженность при обращении граждан в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы и позволит избежать опасения инвалидов о рассмотрении иных вопросов в случае подачи ими заявления с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

  1. Особенности течения заболевания и клинический прогноз учитываются при осуществлении медико-социальной экспертизы в рамках определения реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.

Например, онкогематологические заболевания (лейкозы) занимают особое место среди всех видов заболеваний, формирующих инвалидность у детей, характеризующиеся, несмотря на их малочисленность в общей структуре инвалидности (не более 0,04%), агрессивностью течения, неблагоприятным клиническим и реабилитационным прогнозом, требующими длительного комбинированного химио- и лучевого лечения и оперативных вмешательств.

В онкологической практике, подтвержденной многочисленными научными исследованиями, одним из показателей эффективности проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий является показатель 5-летней выживаемости, попрошествии которого опасность рецидивов заболевания и метастазирования значительно снижается, что является благоприятным фактором в оценке реабилитационного потенциала при  онкологических заболеваниях.

На основании всех прогностических факторов и научных данных о 5-летней выживаемости при онкогематологических заболеваниях выносят суждение о клинико-реабилитационном прогнозе: благоприятном, сомнительном, отягощенном, неблагоприятном.

Выздоровление регистрируется при длительной полной клинико-гематологической ремиссии в течение 5 лет и более. При возобновлении клинико-гематологической картины заболевания после достижения ремиссии диагностируется рецидив, который может быть как костно-мозговым, так и экстрамедуллярным и требующим наблюдения еще в течение 5 лет.

Причины смерти детей при лейкозах, в том числе лимфобластном, – это сепсис, кровоизлияния в мозг, интоксикация.

При всех видах лейкозов проводится интенсивная терапия, включающая химио- и лучевую терапию, поддерживающую терапию, реабилитацию. Для оценки эффективности терапии необходимо наблюдение в течение 5 лет – после достижения первой полной ремиссии.

На основании приведенных данных, проектом постановления   предусматривается возможность установления детям, страдающим различными формами лейкозов, инвалидности именно сроком на 5 лет.

Дети-инвалиды с тяжелыми врожденными дефектами, в период, когда проводятся сложные многоэтапные реабилитационные мероприятия, а также при наличии заболеваний, требующих длительного либо постоянного систематического применения заместительной терапии, в том числе в инъекциях, соблюдения строгой диеты (инсулинзависимый сахарный диабет, фенилкетонурия) в возрасте, когда еще не сформировано осознанное отношение к болезни, не обретены навыки контроля за течением болезни, расчета доз лекарственных  препаратов и диетических продуктов, то есть имеются ограничения жизнедеятельности по категории «самообслуживание», проходят переосвидетельствование для подтверждения инвалидности, как и все инвалиды, каждый год.

Вместе с тем педиатрическая практика, подтвержденная научными исследованиями, показывает, что осознанное отношение к болезни, формирование навыков контроля за течением болезни,  расчета доз препаратов и продуктов формируются у ребенка только к 14 годам.

На основании изложенного, проектом постановления предлагается дополнить Правила перечнем показаний и условий для установления категории «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет.

Дополнение Правил перечнем показаний и условий для установления категории «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет  не предусматривает расширение круга лиц, которым может быть установлена инвалидность, поскольку в указанный перечень включены заболевания и патологические состояния, которые по степени выраженности в безусловном порядке приводят к ограничениям жизнедеятельности и дают основания для признания лица инвалидом в определенный период времени.

В связи с этим для реализации проекта постановления не потребуется дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

  1. Правилами и в настоящее время предусмотрено установление инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) при первичном признании гражданина инвалидом в случаях, когда в направлении на медико-социальную экспертизу лечащими врачами указано, что реабилитационные мероприятия, проведенные до направления на медико-социальную экспертизу  положительных результатов не дали. В целях единого подхода к практике применения данной нормы и повышения прозрачности при установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования при первичном обращении,  проектом постановления предлагается ввести Перечень заболеваний, при которых специалисты учреждений медико-социальной экспертизы при очевидно имеющихся  у инвалида («ребенка-инвалида») нарушениях здоровья, заболеваниях, морфологических состояниях и дефектах, которые в безусловном порядке приводят к ограничениям жизнедеятельности уже при первичном освидетельствовании устанавливали инвалидность (категорию «ребенок-инвалид») без указания срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет).

Кроме того, по данным Федерального бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России, в деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы выявляются случаи установления инвалидности сроком на 1 год при очевидно имеющихся у детей таких тяжелых заболеваний, как кофакторная форма фенилкетонурии и полная трисомия 21 (синдромом Дауна).

В связи с неоправданностью прохождения ежегодных процедур переосвидетельствования для подтверждения инвалидности гражданами с такими нарушениями здоровья, которые в безусловном порядке приводят к ограничениям жизнедеятельности и, соответственно, при которых специалисты учреждений медико-социальной экспертизы также в безусловном порядке выносят решение о наличии оснований для установления инвалидности, проектом постановления предусмотрено установление инвалидности при первичном освидетельствовании без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет) в зависимости от характера, формы заболеваний, степени выраженности нарушенных функций организма и вида освидетельствования (первичное или повторное).

Введение указанной нормы позволит урегулировать вопрос неоправданных ежегодных переосвидетельствований  тем гражданам, у которых положительный эффект проведенных реабилитационных мероприятий  неочевиден.

Введение норм, предлагаемых к принятию проектом постановления, позволит привести нормативное регулирование указанного вопроса к единообразному право применению.

Проектом постановления не предусмотрено новых подходов к установлению инвалидности, он предусматривает только закрепление очевидных сроков установления инвалидности.

Решение о наличии или отсутствии оснований для установления инвалидности (категории «ребенок-инвалид») также как и до введения проектируемых норм выносится специалистами учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 17 декабря 2015 г. № 1024н.

Введение норм, определяющих срок установления инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), не повлечет изменения численности инвалидов и, как следствие, не приведет к дополнительному расходованию средств федерального бюджета, направленных на социальное обеспечение данной категории граждан.

  1. В настоящее время в соответствии с пунктом 23 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 имеется возможность, проведениямедико-социальной экспертизы заочно по решению соответствующего бюро медико-социальной экспертизы.

На основании сложившейся практики заочная экспертиза проводится  при наличии тяжелой патологии с выраженными или значительно выраженными нарушениями функций организма.

Проектом постановления предлагается ввести норму, согласно которой заочное освидетельствование будет проводиться при наличии стойких необратимых морфологических изменений, дефектов или нарушений функций органов и систем организма при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятийпри следующих условиях:

а) с учетом географических особенностей территорий: отдаленных и труднодоступных районов обслуживания, со сложной транспортной схемойили отсутствием регулярного транспортного сообщения и /или в случае тяжелого общего состояния гражданина, препятствующего его транспортировке;

б) в случае стойких значительно выраженных нарушений функций организма человекапри отсутствии положительных результатов проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу реабилитационных или абилитационных мероприятий при повторном освидетельствовании.

При этом учитывается, что вопрос о рекомендациях о нуждаемости в обеспечении техническими средствами реабилитации при разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида при заочном освидетельствовании рассмотрен специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) быть не может.

Это связано с тем, что в направительных документах медицинских учреждений как правило недостаточно информации для решения специалистами медико-социальной экспертизы  вопросов  по рекомендуемым в индивидуальной программе реабилитации или абилитацииреабилитационным мероприятиям, в том числе техническим средствам реабилитации, что  приводит к большой доле неправильных решений и ущемлению прав граждан в этой части.

Принятие проекта постановления позволит эффективнее организовать работу специалистов  федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по предоставлению гражданам услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

Проект постановления в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы, соблюдения процедуры общественного обсуждения 16 октября 2017 г. размещен на сайте Единого портала раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru, ID проекта 01/01/10-17/00074130.

Заключений независимых экспертов на проект постановления о выявлении в нем коррупционных факторов не поступало.

Нормы проекта постановления  соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.