Южная межрегиональная диабетическая ассоциация » Газета "Диабет и Жизнь" » 2009 » Наши права в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)

Наши права в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)

Работа системы обязательного медицинского страхования (ОМС), действующей уже не первый год, до сих пор непонятна многим пациентам лечебных учреждений и инвалидам-диабетикам в частности.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской .Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам.

Основа системы – медицинские страховые компании обязательного медицинского страхования, предоставляющих услуги на основании заключений договора, на основание чего пациент получает полис обязательного медицинского страхования.

Полис действует на всей территории Российской Федерации и подтверждает Ваше право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, любой отказ в медицинской помощи по причине предъявления полиса, выданного вне территории обращения за медицинской помощью, неправомерен. Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим, что оплату оказанной Вам медицинской помощи в объеме, определенной Территориальной Программой государственных гарантий, производит страховая организация, выдавшая полис.

Примером внимательной работы и отношения к пациенту является медицинская страховая компания «Макс-М», деятельность которой основана на следующих принципах и обязанностях компаний, действующих в сфере обязательного медицинского страхования:

— обеспечить защиту Ваших прав и законных интересов;

— информировать Вас о правах на получение бесплатных медицинских услуг, оказываемых по программе обязательного медицинского страхования, о порядке организации приема застрахованных;

— с момента заключения договора медицинского страхования выдавать застрахованным страховые медицинские полисы;

— контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора страхования;

— организовать прием и рассмотрение обращений и жалоб граждан.

Чтобы в полной мере пользоваться положительными сторонами системы обязательного медицинского страхования, пациент должен ориентироваться в своих правах. Права пациента отражены в ст. 30 «Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан». Особенно актуально это для инвалидов-диабетиков, чаще других сталкивающихся с медицинскими учреждениями. Так, пациент имеет право на:

— уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

— выбор врача, в том числе семейного и лечащего (с учетом его согласия), а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договором обязательного или добровольного страхования;

— обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

— проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов;

— облегчение боли, связанной с заболеванием и(или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении;

— информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

— отказ от медицинского вмешательства;

— получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; пациент также имеет право выбрать лиц, которым может быть передана информации о состоянии его здоровья;

— возмещение ущерба за причиненный здоровью вред при оказании медицинской помощи;

— и другое.

При этом пациенту необходимо помнить:

— Полис ОМС дает право на получение бесплатной, современной и качественной медицинской помощи. Ее объем определен областной Территориальной Программой государственных гарантий, с которой вы можете ознакомиться в компании, выдавшей Вам полис.

— При лечении в стационаре пациентам обеспечиваются бесплатными медикаментами, входящими в обязательный Перечень лекарственных средств, утвержденный Министерством здравоохранения Ростовской области и РОФОМС. В случае приобретения медикаментов из Перечня за счет личных средств возможно возмещение этих расходов лечебным учреждением (для этого необходимы подтверждающие документы: кассовый и товарный чеки, запись в листе назначений).

— При амбулаторно-поликлинической помощи расходные материалы (шприцы, бинты, спирт, вата, бинт, рентгеновская пленка) должны предоставляться пациентам бесплатно.

— При состояниях, угрожающих жизни и здоровью, отсутствие действительного на момент оказания медицинской помощи полиса ОМС не может быть причиной отказа в предоставлении медицинской помощи.

— Прежде чем предложить оплату медицинской услуги, лечащий врач обязан разъяснить Вам порядок получения бесплатной равноценной медицинской помощи;

— Все рекомендации лечащего врача о получении дополнительной медицинской помощи вне прикрепленного лечебного учреждения должны быть отражены в Вашей амбулаторной карте или карте стационарного больного.

— Кроме специалистов страховой компании Вас должны выслушать заведующие отделениями, главный врач больницы и представители Минздрава области.

Если по Вашему мнению нарушены перечисленные выше права, следует незамедлительно обратиться к представителю Вашей страховой компании.

Обеспечивая защиту прав пациентов, представители Ростовского филиала Медицинской страховой компании «Макс-М» осуществляют посещение отделений больниц, во время которых Вы можете обратиться к ним по волнующим Вас вопроса оказания медицинской помощи, получить разъяснение о правомерности платных услуг, оплаты лекарственных препаратов в стационаре. Для Ваших предложений по улучшению качества медицинского обслуживания в стационаре и обращений по поводу неудовлетворительной медицинской помощи в больницах области размещены ящики «Для писем пациентов». А все заявления рассматриваются индивидуально и в максимально короткий срок.

В целях правового просвещения страховой компанией «Макс-М» также издаются информационные сборники и буклеты, касающиеся прав пациента в лечебных учреждениях, распространяемые бесплатно в больницах области и филиалах страховой компании.

Помните: решить проблемы, возникающие у пациента при получении медицинской помощи – основная задача всех медицинских страховых компаний.

Координаты страховых компаний, работающих в сфере обязательного медицинского страхования, представлены ниже.

Александр Жбанников